Современные свойства темперамента

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль даёт возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.

Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика — замкнутость и застенчивость; у флегматика — чрезмерная медлительность; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство; у холерика — поспешность решений.

Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным; тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.

Темперамент – это природная особенности поведения типичные для данного человека и проявляются в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные действия.

Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, но нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности.

Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями.

От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения.

Существует четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

Первый путь - профессиональный отбор, одна из задач которого - не допустить к данной деятельности Лий, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют только на отборе профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.

Деятельность в этих профессиях связана с экстренным напряжением, риском, опасностью, большой ответственностью.

Второй путь приспособления темперамента к личности заключается индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий способов работы. При этом обучение и воспитание не должны менять темперамент, а помогать преодолевать недостатки того или иного темперамента, развивать его положительные стороны. Сказанное имеет и к мастеру производственного обучения, к управлению им собственным темпераментом. Так, например, представитель холерического темперамента должен использовать такие свои положительные качества, как активность, энергичность, энтузиазм и сдерживать такие отрицательные проявления, как вспыльчивость, аффективность, раздражительность.

Представитель меланхолического типа должен использовать положительные черты своего темперамента: мягкость, отзывчивость, тактичность и преодолевать такие, как нетребовательность, податливость, внушаемость, вялость и нерешительность.

В процессе учебно-воспитательной работы нужно стремиться у учащихся холериков посредством тренировок развивать отстающий тормозной процесс. От этих учащихся нужно постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении и в отношении с другими учащимися, аккуратности прядка в работе. Надо помнить от том, что холерик не любит однообразной, кропотливой работы. При этом его страстность в работе, разумную инициативность следует поощрять. Поскольку холерик может довольно быстро перейти к состоянию аффекта, когда теряется контроль за поведением со стороны сознания, то при общении с ними не рекомендуется говорить на повышенных тонах. Это только усилит его возбуждение.

На учащихся меланхолического темперамента надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований к этим учащимся еще более затормаживают их, снижают работоспособность. Очень важно помочь им войти в коллектив, включиться в его общественную работу, почувствовать себя защищенным в коллективе. На занятиях этих учащихся нужно чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку. Большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание.

Внимание мастера должны привлекать учащиеся - флегматики, которым, к сожалению, обычно не уделяется достаточно внимания - они спокойны, никому не мешают. У флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, важно не допускать потери у него интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие и вялость.

У сангвиников нужно воспитывать настойчивость, целеустремленность, усидчивость.

Третий путь заключается в определении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов. Например, на очень интересном уроке, вызывающем повышенную активность учащихся, степень сдержанности холериков не меньше, чем сангвиников, а работоспособность меланхоликов не ниже, чем флегматиков.

Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности - формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата. Человек обычно выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту, но выбирает он их всегда осознанно. Задача преподавателя, мастера - оценить целесообразность их и помочь учащемуся сознательно творчески выработать индивидуальный стиль деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: