double arrow

Государственный подход к организации социальной помощи и социального воспитания в России. Практика призрения на этапе Просвещения


Общая характеристика. Просвещение – завершающий этап средневековья, ушедший в прошлое в связи с революционными событиями во Франции (1789 год), после которых практически все страны Европы стали развиваться по капиталистическому пути. Просветители

– разработали новую концепцию ЧЕЛОВЕКА как части природы, как совершенного существа, главной характеристикой которого стал рассматриваться ум человека.

- отвергли греховность РЕБЕНКА, сказали, что он - «чистая лоска» (Д.Локк), прекрасное существо от рождении (Руссо);

- заклеймили феодальное общество и феодальную семью, которые портят прекрасную природу ребенка;

- предложили новую концепцию естественного воспитания вдали от порочной семьи, на лоне природы, без наказаний.

Начиная с этого времени, многие педагоги (в том числе – И.И. Бецкой) разделяли идею воспитания в закрытых учреждениях, которое изолирует ребенка от порочной среды. Это Воспитательные дома, институт благородных девиц.

Эпоха Просвещения – время построения нового государства – империи.Начало положено Петром, продолжила строить империю Екатерина. Для строительства нового государства нужны люди – государственники, сплотившиеся вокруг государя, разделяющие его идеи. Государственный человек должен трудиться (строить империю) учится новым видам деятельности (строительство кораблей, городов, заводов и др.). Воплощением государственного человека стал сам Петр (царь – плотник).




Государственный подход к призрению. Российские монархи строили новое государство и стремились организовывать жизнь нуждающихся людей как РАЗУМНО организованную, то есть – через написание разумных законов, запрещающих милостыню, и организацию учреждений призрения. Петр положил начало этому подходу. При нем впервые практика помощи разделилась на детскую и взрослую ветви. Появились первые государственные богадельни госпитали для взрослых и и особые «домы» для подкидышей. Екатерина продолжила эту деятельность. Она организовала сеть учреждений, возглавляемых в каждом крупном городе особой структурой – Приказом общественного призрения. Согласно ее замыслу, Приказ руководил организацией богаделен для одиноких, больниц для больных, сиротских домов для детей умерших родителей, работных домов (тюрем) – для преступников. Такой поход называется государственным. Кроме того, были организованы учреждения, управляемые на особых основаниях: Московский воспитательный дом (1863) и СПб Воспитательный дом (1870) – для детей-подкидышей, Институт благородных девиц и др.

Государственный подход к социальному воспитанию.(Здесь сначала надо сказать, что такое социальное воспитание). На этапе петровских реформ социальное воспитание – воспитание государственно мыслящих людей, их профессиональная подготовка9Школа математических и навигационных наук для дворянских детей) . Особенности воспитания этого времени отражены в книге «Юности честное зерцало». На этапе екатерининских реформ смысл социального воспитания состоял в формировании новой породы жен и матерей (Институт благородных девиц, воспитанники которого не видели своих родственников на протяжении всей жизни в институте), в формировании «нового чина людей» из подкидышей Воспитательных домов Особенности воспитания этого времени отражены в работах И.И. Бецкого о Воспитательных домах.







Сейчас читают про: