double arrow

Смольный институт благородных девиц


Худ. Галактионов "Смольный институт"

Это первое в России женское учебное заведение. Основано по инициативе И. И. Бецкого и в соответствии с указом Екатерины Второй в 1764 г. и первоначально называлось «Императорское воспитательное общество благородных девиц». Оно было создано, чтобы «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».

Екатерина, поклонница прогрессивных идей французского Просвещения, хотела учредить учебное заведение, равного которому не было тогда в Европе. По уставу, дети поступали в заведение не старше шестилетнего возраста и оставались там 12 лет. Родители должны были дать расписку, что до истечения этого срока они не будут забирать детей из учебного заведения. Императрица рассчитывала, что дети будут удалены из невежественной среды и сформируются в образованных людей, таким образом, будут в дальнейшем создать «новую породу людей». Указ предусматривал воспитание двухсот благородных девиц в новостроящемся Новодевичьем монастыре. Сначала это было закрытое учреждение для дворянских детей, а в 1765 г. при институте открылось отделение «для мещанских девиц» (недворянских сословий, кроме крепостных крестьян). Здание для Мещанского училища было возведено архитектором Ю. Фельтеном.




К.Д. Ушинский

В 1859—1862 гг. инспектором классов института был К. Д. Ушинский, который провёл в нём ряд прогрессивных преобразований (новый семилетний учебный план с большим числом часов, отведённых на русский язык, географию, историю, естествознание и др.). После вынужденного ухода Ушинского из института все его основные преобразования были ликвидированы.

Воспитанницы института носили форменные платья определённого цвета: в младшем возрасте — кофейного, во втором — темно-синего, в третьем — голубого и в старшем возрасте — белого. Более светлые цвета символизировали возрастающую образованность и аккуратность.

В программу входило обучение русской словесности, географии, арифметике, истории, иностранным языкам, музыке, танцам, рисованию, светским манерам, различным видам домоводства и т. п.

На выпускном публичном экзамене присутствовал император и члены его семьи. По окончании института шесть лучших выпускниц получали «шифр» — золотой вензель в виде инициала императрицы Екатерины II, который носили на белом банте с золотыми полосками.

Некоторые воспитанницы института становились фрейлинами двора (фрейлины составляли свиту императриц и великих княгинь).

Учебный курс института приравнивался к курсу женских гимназий.

В октябре 1917 года институт во главе с княгиней В. В. Голицыной переехал в Новочеркасск.

Последний российский выпуск состоялся в феврале 1919 года в Новочеркасске. Уже летом 1919 года институт покинул Россию и продолжил работу в Сербии.



"Шифр" лучших выпускниц Смольного института

При Екатерине II Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив. В 1783 г. основана Российская академия. Академия Российская (также Императорская Российская академия, Российская академия) создана Екатериной II и княгиней Е. Р. Дашковой по образцу Французской Академии по изучению русского языка и словесности в Петербурге. Главным результатом деятельности этого продукта Русского Просвещения явилось издание Российского академического словаря. В 1841 году академия была преобразована во 2-е Отделение Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук.

Но историки невысоко оценивают успехи в области образования и науки при Екатерине II: учебные заведения всегда испытывали недобор студентов, многие студенты не могли сдать экзамены, учеба была организовано недостаточно хорошо.

При Екатерине были организованы Воспитательные дома для беспризорных детей, где они получали образование и воспитание. Для помощи вдовам была создана Вдовья казна. Борьба с эпидемиями во время ее правления стала приобретать характер государственных мероприятий.







Сейчас читают про: