И неспецифическую устойчивость организма человека

Выполнение физических упражнений имеет 2 последствия для организма человека: 1) специфический эффект, т. е. адаптация к данным физическим нагрузкам, и 2) дополнительный, неспецифический эффект — повышение устойчивости к разнообразным неблагоприятным факторам внешней среды. Люди, систематически занимающиеся физическими упражнениями (не менее 6-8 часов в неделю), оказывается реже болеют, легче переносят инфекционные болезни. У них меньше частота и длительность простудных заболеваний, гораздо меньше сопутствующих осложнений. У спортсменов повышается устойчивость к перегреванию и переохлаждению, к действию проникающей радиации, однако снижается переносимость голодания и некоторых ядов (цианистый калий). Выяснилось, что чем выше аэробные возможности организма, тем ниже показатели смертности. При повышении индивидуальных величин относительного МПК в 2 раза у мужчин (от 21 до 42 мл • кг-1 • мин-1) смертность снижается примерно в 3 раза, а у женщин повышение МПК в 1,5раза (от 21 до 32мл • кг-1 • мин-1) снижает смертность в 2 раза. Исследования на животных также демонстрируют усиление неспецифической устойчивости при тренировке. В группах тренированных крыс (плавание, статическая нагрузка) по сравнению с контрольной группой нетренированных крыс повышалась устойчивость в 1,5 раза к действию гипоксии (по времени возникновения судорог на высоте 13 км), в 1,5 раза — к отравлению хлороформом (по проценту выживания), в 4 раза — к облучению (по 4-кратному увеличению смертельной дозы рентгеновских лучей), на 7% — к перегреванию (по длительности жизни при 70°С), на 1/3 — к охлаждению (до начала судорог в воде при 5°С).

Для получения наибольшего оздоровительного эффекта и максимального повышения работоспособности следует соблюдать оптимальные двигательные режимы, разработанные для лиц различного возраста.

Оптимальный объем физической нагрузки по количеству часов в неделю составляет для возраста 6-8 лет — 13-14, 9-12 лет — 12-13, 13-15 лет — 11-12, 16-20 лет — 8-9, 24-30-лет — 7-8, 30-60 лет — 5-6, пожилых лиц — 8-10 часов.

Определена минимальная интенсивность нагрузки, при которой происходит повышение функциональных возможностей организма. Ее рассчитывают, исходя из величины максимальной ЧСС, равной 220 уд • мин-1 минус возраст (количество лет). Оптимальная физическая нагрузка выполняется при ЧСС от 65% до 85% от максимальной ЧСС.

Следовательно, для молодого человека 20-ти лет оптимальной является нагрузка, выполняемая при ЧСС в диапазоне 130-170 уд • мин-1 (его максимальная ЧСС составляет 220 — 20 = 200 уд • мин-1), а для пожилого человека 60-ти лет оптимум нагрузки соответствует диапазону ЧСС от 104 до 136уд • мин-1 (его максимальная ЧСС составляет 220 — 60 = 160 уд • мин-1).

Отечественными и зарубежными учеными разработаны общие рекомендации по величине тренировочной нагрузки для развития и поддержания кардио-респираторных функций, состава тела, мышечной силы и выносливости у взрослых здоровых лиц.

• Частота тренировочных занятий — 3-5 дней в неделю.

• Интенсивность работы — 65%-85% от максимальной ЧСС или 50-85% от МПК.

• Длительность занятий — 20-60 минут непрерывной аэробной работы в зависимости от интенсивности (допускается 2-3 пика нагрузки по 1-2 мин с ЧСС до 90-100% от максимальной ЧСС или от МПК).

• Вид упражнений — любые упражнения с использованием больших мышечных групп при ритмичной и аэробной работе — бег, бег трусцой, передвижение на лыжах, коньках, велосипеде, плавание, гребля, танцы, игровая деятельность.

• Упражнения с сопротивлением умеренной интенсивности, эффективные для поддержания анаэробных возможностей, развития и поддержания обезжиренного веса и прочности костей — 8-10 упражнений на большие мышечные группы по меньшей мере 2 дня в неделю.

Рекомендуемый двигательный режим позволяет поддерживать оптимальный уровень физической работоспособности, состава тела и здоровья (англ. fitness — фитнесс), снижение ЧСС покоя, повышение аэробных и анаэробных возможностей организма, снижение утомляемости и ускорение процессов восстановления.

При суточных энерготратах не менее 1200 ккал возможно оптимальное снижение веса — не более 1кг в неделю.

Для определения оптимальной двигательной активности взрослого здорового человека можно использовать суточный показатель количества шагов: 10000 шагов в 1 день обеспечивают средний уровень энерготрат 2200-2400 ккал в сутки (1700 ккал — основной обмен и 500-700 ккал — на мышечную работу). Опыт изучения двигательной активности различных контингентов населения показывает, что в зрелом возрасте люди делают, в среднем, 10-15тыс. шагов в сутки, а в пожилом возрасте — 6-8тыс. шагов. Подвижность детей дошкольного и младшего школьного возраста очень высока. Число шагов, проходимых в 1 день дошкольниками в зимний период, составляет в возрасте 3-4 лет 11,2 (девочки) и 11,9 тыс. шагов (мальчики), в 5 лет, соответственно, 12 и 13,5 тыс. шагов, в 6-7-лет — 13,6 и 15,0 тыс. шагов, в 8 лет — 16,2 и 18,1 (до 22-24 тыс.шагов). Однако этот уровень подвижности не всегда реализуется. В детских садах и, особенно, в школах дети и подростки испытывают значительный дефицит двигательной активности, что приводит к росту заболеваний, ожирению, плоскостопию и другим отклонениям в состоянии здоровья.

Повышению функциональных возможностей организма, сохранению здоровья и развитию профессиональных психофизиологических особенностей, физических качеств и формированию двигательных навыков способствует профессионально-прикладная физическая подготовка. Средствами физического воспитания решаются задачи адаптации работающего населения к профессиональной деятельности, военному труду. Так, например, повышение вестибулярной устойчивости, достигаемое в плавании, акробатике, гимнастике, спортивных играх, имеет большое значение для летчиков, космонавтов; быстрота реакции, высокая надежность сенсорных систем, скорость переработки информации, развиваемые в ситуационных видах спорта, необходимы профессионалам-операторам, радиотелеграфистам, машинисткам; высокий уровень развития силы и выносливости требуется геологам.


Оглавление

1. Физиологические особенности адаптации к физическим нагрузкам. Срочная и долговременная адаптация к физическим нагрузкам  
2. Функциональная система адаптации. Функциональные изменения в организме при физических нагрузках. Изменения функций различных органов и систем организма.  
3. Функциональные сдвиги при нагрузках постоянной и переменной мощности  
4. Психофизиологические механизмы проявления эмоций. Предстартовые состояния. Формы проявления и физиологические механизмы предстартовых состояний. Формы проявления и физиологические механизмы предстартовых состояний.  
5. Разминка и врабатывание. Устойчивое состояние при циклических упражнениях. Виды устойчивого состояния. Физиологические особенности устойчивого состояния при циклических упражнениях.Особые состояния организма при ациклических, статических и упражнениях переменной мощности  
6. Принципы и методы тестирования физической работоспособности  
7. Резервы физической работоспособности. Физиологические основы утомления спортсменов. Определение и физиологические механизмы развития утомления  
8. Определение и физиологические механизмы развития утомления  
9. Предутомление, хроническое утомление и переутомление  
10. Общая характеристика процессов восстановления  
11. Физиологические механизмы восстановительных процессов. Физиологические закономерности восстановительных процессов  
12. Физиологическая классификация и характеристика физических упражнений. Различные критерии классификации упражнений. Современная классификация физических упражнений  
13. Физиологическая характеристика спортивных поз и статических нагрузок. Физиологическая характеристика стандартных циклических и ациклических движений  
14. Формы проявления, механизмы и резервы развития силы. Формы проявления мышечной силы  
15. Физиологические механизмы развития силы. Функциональные резервы силы  
16. Формы проявления, механизмы и резервы развития быстроты. Физиологические механизмы развития быстроты. Физиологические резервы развития быстроты. Формы проявления, механизмы и резервы развития выносливости  
17. Физиологические механизмы развития выносливости.  
18. Физиологические резервы выносливости. Понятие о ловкости и гибкости; механизмы и закономерности их развития. Понятие о ловкости, ее развитие. Физиологическая характеристика тренировки и состояния тренированности. Физиологические основы процесса тренировки.  
19. Физиологические основы состояния тренированности. Физиологическая характеристика перетренированности и перенапряжения. Перетренированность. Перенапряжение.  
20. Функций организма в процессе тренировок. Изменение функциональных возможностей женского организма В процессе спортивной тренировки. Влияние больших нагрузок на организм спортсменок  
21. Влияние биологического цикла на работоспособность женщин. Специфический биологический цикл. Изменение спортивной работоспособности в различные фазы биологического цикла. Индивидуализация тренировочного процесса с учетом фаз биологического цикла  
22. Учет фаз биологического цикла при построении тренировочного процесса. Физиолого-генетические особенности спортивного отбора. Физиолого-генетический подход к вопросам спортивного отбора  
23. Наследственные влияния на морфофункциональные особенности и физические качества человека. Наследуемость морфофункциональных особенностей. Наследуемость проявления физических качеств  
24. Учет физиолого-генетических особенностей человека в спортивном отборе. Физиологические основы оздоровительной физической культуры. Роль физической культуры в условиях современной жизни. Влияние современных условий жизни на организм человека. Роль физической культуры в жизнедеятельности современного человека. Гипокинезия, гиподинамия и их влияние на организм человека  
25. Понятия гипокинезия и гиподинамия. Влияние недостаточной двигательной активности на организм человека. Нервно-психическое напряжение, монотонность деятельности и их влияние на организм человека.  
26. Основные формы оздоровительной физической культуры и их влияние на функциональное состояние организма. Основные формы оздоровительной физической культуры. Влияние оздоровительной физической культуры на функциональное состояние и неспецифическую устойчивость организма человека  



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: