Виды цен и методы ценообразования

Цена — количество денег, в обмен на которое продавец готов продать, а покупатель согласен купить единицу товара.

Выделяют следующие виды цен и соответствующие им методы ценообразования:

а) цена возмещения издержек. Используются методы ценообразования на основе фактических затрат предприятия на производство и организацию сбыта товара. Цена рассчитывается по схеме «себестоимость + норма прибыли»;

б) цена проникновения на рынок – с помощью первоначально низких цен формируется спрос населения, вытесняются конкуренты, формирования потребительских предпочтений. Затем цены могут повышаться, покупатели все равно останутся приверженными данному продукту;

в) демпинговые цены – разновидность цены проникновения на рынок, причем цена настолько низкая, что оказывается даже ниже себестоимости товара. Значит, предприятие какое-то время работает на рынке с убытком. Это эффективный способ ценовой конкуренции, однако могут последовать санкции Федеральной антимонопольной службы. Их можно избежать, если в бухгалтерской отчетности искусственно занижать себестоимость продукции;

г) цена снятия сливок - сначала товар предлагается по цене значительно выше издержек производства (для потребителей с высокими доходами), а затем, по мере насыщения этого сегмента потребителей - последовательное понижение цены. Это относится к товарам-новинкам. По мере снижения цены новинки станут доступны среднему классу, а затем товар будет общедоступен для широких масс, даже для малообеспеченных. Таким образом, предприятие последовательно охватывает все возможные сегменты покупателей и обеспечивает массовые объемы сбыта;

д) психологическая цена - покупатель покупает товар не за 100 руб., а за 99 руб. В этом случае покупатель рассматривает эти цены как низкие или как доказательство тщательного подсчета и установления цены фирмой;

е) цена следования за лидером – установление цены на том же уровне, что у конкурентов. Например, при олигополии ни одному из продавцов невыгодно понижать цены, т.к. в ответ на это все остальные тоже понизят цены, доли рынка каждого останутся неизменными, но доходы всех участников снизятся;

ж) престижная цена – непомерно завышенная цены на основе субъективно ощущаемой покупателями ценности товара. Например, цены на антиквариат или сувениры. На практике сложность этого метода упирается в уровень квалификации продавцов. Процесс торга — основной процесс при данном методе. Может устанавливаться «престижная цена» - т.е. значительно завышенная, чтобы подчеркнуть уникальность товара. При этом спрос на товар может возрасти как реакция на рост цены. Такое парадоксальное явление получило название «эффект Веблена» - по фамилии экономиста, давшего его описание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: