В современных условиях управление качеством во многом базируется на стандартизации. Стандартизация представляет собой нормативный способ управления качеством. Ее воздействие на объект осуществляется путем установления норм и правил, оформленных в виде нормативного документа и имеющих юридическую силу.
Стандарт - это нормативно-технический документ, устанавливающий основные требования к качеству продукции. Система управления качеством продукции базируется на комплексной стандартизации. Стандарты определяют порядок и методы планирования качества продукции на всех этапах жизненного цикла, устанавливают требования к средствам и методам контроля и оценки качества продукции. В настоящее время в РФ действует Федеральный закон «О техническом регулировании».
Показатель качества продукции — количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации и потребления. Классификация показателей качества продукции
|
|
Признаки классификации | Группы показателей качества |
1. По количеству характеризуемых свойств | Единичные Комплексные Интегральные |
2. По характеризуемым свойствам | Назначения Надежности Экономичности Эргономические Эстетические Технологичности Стандартизации и унификация Патентно-правовые Экологические Безопасности Транспортабельности |
3. По способу выражения | В натуральных единицах (кг, мм и др.) В стоимостном выражении |
4. По этапам определения значений показателей | Прогнозные Проектные Производственные Эксаплутационные |
По количеству характеризуемых свойств показатели качества делятся на: единичные, комплексные и интегральные.
Единичные показатели, характеризующие одно из свойств продукции, могут относиться как к единице продукции, так и к совокупности единиц однородной продукции, например: наработка изделия на отказ (часы), удельный расход топлива (г/л. с.), мощность (л. с.), максимальная скорость движения (км/ч).
Методы измерения показателей качества.
Квалиметрия представляет собой науку об измерении качества товаров и услуг.
Количественная оценка показателей качества продукции производится с целью:
- выбора наилучшего варианта продукции;
- повышения требований к качеству продукции в техническом задании на проектирование;
- оценки достигнутых показателей качества при проектировании и производстве;
- определения и контроля показателей качества после изготовления и в эксплуатации;
- определения соответствия достигнутых показателей качества требованиям нормативной документации и т.д.
|
|
Различают следующие методы определения показателей качества.
1. Инструментальные (измерительные) методы основаны на физических эффектах и использовании специальной аппаратуры.
2. Расчетный метод основан на использовании информации, полученной с помощью теоретических или экспериментальных зависимостей (например, такой величиной является мощность или объем двигателя автомобиля).
3. Статистический метод применяется в тех случаях, когда использование измерительного или расчетного метода невозможно. Он основан на сборе статистической информации об отдельных явлениях или параметрах продукции (например, о времени наступления отказа или времени между отказами, наработке изделий и т.д.) и ее обработке методами математической статистики и теории вероятностей.
4. Экспертные методы используются там, где физическое явление не открыто и не очень сложно для использования. Разновидностью экспертного метода является органолептический метод, основанный на использовании органов чувств человека. Экспертный метод основан на определении показателей качества продукции сравнительно небольшой группы специалистов-экспертов (как правило, до 11-13 чел.). С помощью экспертного метода определяются значения таких показателей качества, которые в настоящее время не могут быть определены другими, более объективными методами, например цвет или оттенок цвета индикатора, запах и т.д.
5. Социологический метод основан на определении показателей качества продукции ее фактическими или потенциальными потребителями с помощью анкет-вопросников. Точность социологического метода повышается в связи с расширением круга опрашиваемых потребителей, но в отличие от экспертного метода при данном методе не требуется специальной подготовки экспертов.
6. Методы сравнения. При сравнении можно пользоваться тремя шкалами или методами: шкала уровней, шкала интервалов, шкала отношений.
При использовании шкалы уровней с принятой величиной уровня качества Q сравниваются все остальные величины Qj.
При измерениях по шкале интервалов результатом измерения является решение, например, в виде ранжированного ряда объектов сравнения:
Q1 < Q2 < Q3 < Q4 < Q5 < Q6
Ряд является результатом оценок экспертов.
При измерениях по шкале отношений, которая обычно применяется для измерения физических величин, таких как, масса, длина, мощность, величины сравнивают по принципу:
Qj / Q = q,
где Qj - измеренная величина, Q - эталонная величина.
Системы управления качеством на предприятиях городского хозяйства. Стандартизация и сертификация продукции. Международные стандарты ИСО 9000, российские стандарты управления качеством, их содержание
Под управлением качеством понимают воздействие на производственный процесс с целью обеспечения требуемого качества продукции.
Современное управление качеством исходит из положения, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена; эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции.
Важным элементом в управлении качеством является сертификация и стандартизация. Главная задача стандартизации состоит в создании системы нормативно-технической документации.
Объект стандартизации: продукция, процессы, услуги.
Цель стандартизации: выявление наиболее экономически оправданного решения.
Стандартизация - деятельность, направленная на достижение максимальной степени упорядочения в определённой области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих и потенциальных задач.
Результат стандартизации - нормативный документ, содержащий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов: стандарт или технические условия.
|
|
Стандарт - нормативный документ по стандартизации, устанавливающий для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся различных видов деятельности; направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определённой области.
Главный орган по стандартизации в России: Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). Основой Государственной Системы Стандартизации является фонд нормативных документов, состоящий из четырёх уровней:
1. Законодательные акты государства, законы в области стандартизации, технические законодательные акты по группам продукции;
2. Государственные и межгосударственные стандарты;
3. Отраслевые стандарты, стандарты научно-технических и инженерных обществ;
4. Стандарты предприятий и технические условия.
Правовой основой Государственной Системы Стандартизации является хозяйственное законодательство, включающее в себя Законы РФ о защите прав потребителей, стандартизации, метрологии и сертификации. Важнейшими структурными элементами ГСС являются:
- органы и службы стандартизации;
- комплекс стандартов и технических условий;
- система контроля за внедрением и соблюдением стандартов и технических условий.
В России применяются следующие категории стандартов: межгосударственный (ГОСТ) - утверждается международными организациями по стандартизации; Государственный (ГОСТ Р) - утверждается Госстандартом;
В ГОСТ и ГОСТ Р включают:
- обязательные требования к качеству продукции и её безопасности для человека и среды;
- обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости;
- обязательные методы контроля качества продукции;
- параметрические ряды и типовые конструкции;
- основные потребительские свойства, упаковка, маркировка;
|
|
- общепринятые термины и нормы.
Отраслевые стандарты (ОСТ);
Стандарты научно-технических и инженерных обществ (СТО);
Стандарты предприятий (СТП).
На некоторые виды товаров разрабатываются технические условия (ТУ), утверждаемые изготовителем по согласованию с заказчиком. ТУ распространяются на узкую группу товаров.
Международная организация по стандартизации (ИСО), объединяющая 90 стран, работает с 1946 года. Основная задача международной стандартизации: гармонизация системы стандартов страны и приведениё её к международной, повышение качества продукции страны, сотрудничество с другими странами, участие в международном разделении труда. В международных стандартах устанавливаются требования к безопасности продукции и её совместимости. Основной упор делается на установление единых методов испытаний продукции, маркировку и терминологию, т.к. это необходимо для обеспечения взаимопонимания изготовителя и потребителя, вне зависимости от страны их пребывания.
Серия международных стандартов ИСО 9000 включает:
ИСО 9000: общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению;
ИСО 9001: система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и разработке, производстве, монтаже и обслуживании;
ИСО 9002: система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже;
ИСО 9003: система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях;
ИСО 9004. Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания.
Особенности стандартов ИСО 9000:
1. Являются руководством предприятия «в области политики качества»;
2. Система качества разрабатывается с учётом конкретной деятельности предприятия;
3. Устанавливает жизненный цикл продукции в виде «петли качества» - схематической модели взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество продукции на разных стадиях - от определения потребностей до их удовлетворения;
4. Жёсткая ориентация на требования потребителя;
5. Большое значение придаётся качеству материально-технического снабжения производства;
6. Даётся учёт и оценка затрат на качество (в России пока не производится).
Международные стандарты ИСО серии 9000 могут использоваться как методический материал для разработки и совершенствования системы качества, а также обязательны к использованию, если организация сертифицирует свою систему качества с целью выхода на международный уровень. Следует отметить, что стандарты ИСО серии 9000 носят рекомендательный характер и устанавливают требования к системе качества в форме «что надо сделать», но при этом не указывают конкретно «как надо сделать». Это означает, что стандарты ориентированы на высокий накопленный совокупный интеллект руководителей организации, специалистов и рабочих.
Сертификация - комплекс действий, в результате которых посредством специального документа - сертификата или знака соответствия - подтверждается соответствие продукции требованиям международных или национальных стандартов. Является важной мерой повышения конкурентоспособности.
Добровольная сертификация проводится по инициативе самого предприятия - изготовителя продукции с целью повышения конкурентоспособности продукции или по требованию продавца, а также потребителя.
Обязательная сертификация является прерогативой государства и направлена на обеспечение качества и безопасности продукции. С 2010 г. отменена обязательная сертификация на основные продукты питания (кроме детского ассортимента) и парфюмерно-косметическую продукцию.