Поддержка конкуренции и антимонопольная политика государства

Государственное антимонопольное регулирование искусственно исправляют тот дефект, который присущ рынку реальному, по сравнению с рынком идеальным. Из экономической теории известно, что рынок обеспечивает эффективное использование ограниченных ресурсов для удовлетворения неограниченных потребностей общества в максимально возможной степени. Однако, указанная максимальная эффективность обеспечивается только в условиях совершенной конкуренции. В реальности совершенной конкуренции не существует, а эффективность рынка зависит от того, насколько реальная ситуация близка к условиям совершенной конкуренции. Если реальность существенно отклоняется от условий совершенной конкуренции, то антимонопольные органы приводят ситуацию искусственно к гипотетически смоделированному состоянию совершенной конкуренции, используя принудительные меры по регулированию цены, объёмов производства и ограничивая размеры компаний. Эффективность деятельности антимонопольных органов зависит от того, насколько точно они смогут смоделировать параметры, характерные для совершенной конкуренции. Поэтому для них актуальна финансовая информация, прямо или косвенно характеризующая параметры совершенно конкурентного рынка и отклонения от них параметров реального рынка.

В условиях совершенной конкуренции рыночная цена формируется на уровне, при котором объём спроса равен объему предложения. При этом функция предложения совпадает с функцией предельных затрат производителей. Независимо от реальной эластичности спроса, если рассматривать спрос на продукт отдельного продавца, то его эластичность стремится к бесконечности. Поэтому предельная выручка продавца равна цене спроса.

На неконкурентном рынке, эластичность спроса на продукт отдельного продавца не бесконечна, а имеет вполне определённые значения, и поэтому предельная выручка продавца не равна цене спроса, а всегда ниже неё. Известно, что коммерческая организация, максимизируя прибыль, выбирает объём производства, при котором выполняется равенство предельной выручки и предельных затрат. Для неконкурентного продавца – монополиста или олигополиста – такой объём будет ниже, чем объём, соответствующий равенству предельных затрат и цены спроса (условиям конкурентного рынка). В виду того, что функция спроса отрицательна, этот более низкий объём продукции спрашивается на рынке по более высокой цене. В результате на неконкурентном рынке объём продаж устанавливается ниже эффективного уровня совершенной конкуренции, а рыночная цена устанавливается выше этого уровня.

Описанные выше последствия имеют место в зеркальном виде на рынке монопсонии, когда цена и количество контролируются не продавцом, а покупателем. Монопсонистические ситуации характерны для рынков факторов производства, и приводят к чистым потерям экономики, аналогичным монополистической ситуации.

Что касается рынков факторов производства, то для рынка капитала конкуренция во многом обеспечивается качеством стандартов финансовой отчётности. Здесь конкурентный механизм может функционировать вообще без участия антимонопольных органов, поскольку к этому имеются естественные предпосылки. Но слабым звеном для реализации этих предпосылок является информационное обеспечение участников рынка, прежде всего – продавцов капитала, формирующих предложения на этом рынке. Для усиления этого звена необходима качественная финансовая отчётность.

Понимание государственного регулирования как деятельности, служащей исключительно общественным интересам чаще всего связывается с естественными монополиями. В соответствии с существующими теориями общественного интереса, государственное регулирование призвано компенсировать четыре основных недостатка, связанных с функционированием чисто рыночной экономики:

– несовершенство конкуренции;

– несбалансированность рынка;

– отсутствие рынков;

– нежелательные результаты функционирования рынка.

Антимонопольное регулирование – это комплекс экономических, административных и экономических мер, осуществляемых государством для обеспечения условий формирования конкурентной среды и защиты конкуренции, поскольку именно ее наличие и состояние определяют эффективность функционирования рыночного механизма как регулятора экономики. Важнейшими формами антимонопольного регулирования в современных условиях являются нормативное и организационное воздействие.

Нормативное регулирование - это установление в нормативно-правовых актах правил ведения хозяйственной деятельности, а также контроль за ее осуществлением. Организационное регулирование состоит в создании государством и наделении соответствующим объемом полномочий различных организационных структур, прежде всего антимонопольных органов, способных оказывать реальное и положительное воздействие на экономические отношения и обеспечивающих их эффективность.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу).

Работа ФАС России в сфере контроля над деятельностью естественных монополий направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам (ФСТ России).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: