А.И. Герцен как философ

Александр Иванович Герцен - мыслитель-материалист, основоположник народничества. Главное стремление: исходя из высших достижений общественно-философской мысли, создать новую, "реалистическую", научную теорию, которая явилась бы идейным обоснованием грядущего социального переворота.

Идеи французского утопического социализма, романтической историографии эпохи Реставрации и немецкой классической философии 19 в. были критически переосмыслены и переработаны Герценым к началу 40-х гг. В оригинальное атеистическое и материалистическое мировоззрение, важной стороной которого явилась попытка материалистически истолковать диалектику Гегеля. Позднее он назвал ее "алгеброй революции". Герцен "вплотную подошел к диалектическому материализму" (Ленин).

Основная тема философских исканий Герцена - доказательство единства бытия и мышления, практики и теории, общества и личности. Герцен стремился найти и сформулировать метод познания, адекватный действительности и являющийся единством опыта и умозрения, "эмпирии" и "спекуляции".

В области философии истории Герцен уделял большое внимание проблеме общественного закона, который представляется ему, в конечном счете, сочетанием стихийного хода истории (бессознательной жизни народов) и сознательной деятельности индивидов (развития науки).

В области социально-политической лозунг единства теории и практики ведет Герцена к борьбе за революционное просвещение народных масс, подготавливающее их к социалистическому перевороту. Эта много сложная, но внутренне связанная проблематика по-разному выступает на различных этапах идейного развития Герцена. Значительные коррективы в его социально-философские взгляды внесла революция 1848-49, поражение которой явилось основой духовной драмы Герцена. Не видя в западноевропейской действительности совпадения кода истории и развития человеческой мысли, выдвинувшей и разрабатывавшей социалистический идеал, Герцен впадает в пессимистическое и скептическое настроение в отношении возможных перспектив социального переворота на Западе.

Попыткой преодоления этого пессимизма была герценовская теория "русского", крестьянского социализма: в крестьянской общине Герцен усмотрел, как ему казалось, реальный зародыш социалистического будущего. Дальнейший ход русской истории мыслился Герцену, как освобождение крестьян от всех феодально-самодержавных пут и соединение патриархально-коллективистского быта крестьянства с социалистической теорией. В этой связи Герцен не только требовал радикального решения крестьянского вопроса в России, но и ставил вопрос о возможности миновать капиталистическую фазу развития. Однако события середины 60-х гг. все больше убеждали Герцена, что и Россия заражается "буржуазной оспой".

Действительное преодоление духовной драмы Герценым намечается лишь в конце его жизни, когда, разрывая с анархистом Бакуниным, он начинает усматривать гарантию осуществления социализма во вновь поднимавшемся в Западной Европе рабочем движении, руководимом 1-ым Интернационалом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: