Государство Караханидов

Государство Караханидов (942-1210)-тюркское раннефеод гос-во на тер-рии Вост Туркестана, Семиречья и Юж. Притяньшанья. Родоначальник династии Караханидов-сатук Богр-хан, который в 942 сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным каганом. С этого времени началась история гос-ва Караханидов. Сначала столицей Караханидов был г.Баласагун(в долине р.Чу), затем ею стал Тараз. Другой столицей караханидов в Вост Туркестане был г.Кашгао. в конце 30-х гг 11 в. при яибрагима ибн насре госво распалось на 2 части: зап.ханство с центром в бухаре и восточное-столица Баласагун. В вост. Ханство входили Тараз,Исфиджаб, Шаш, Фергана, Семиречье, Кашгар. Так произошло юридическое закрепление уже фактического распада гос-ва Караханидов на самостоят. и полусамостоят. Уделы

Важнейшим социально-политич институтом в гос-ве караханидов была военно система. Ханы жаловали своим родственникам и приближенным права на получение с населения р-на или города налогов, до того взимахшихся в пользу гос-ва. Такое пожалование получило название икта, а его держателя наз-ли мукта, или иктадар. Институт икты играл значительную роль в хоз-ной и полит жизни юга и юго-вост К-на.

Главным занятием населения было экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. Вместе стем в 11-12в в семиречье и Юж.К-не часть тюркских племен переходила к земледелию и приобщалась к городской культуре. Одной из форм эксплуатации крестьян феодалами была издольная аренда, или издольщина. При этом крестьянин пашет, сеет, обрабатывает землю, а основную долю урожая отдает феодалу. Многие крестьяне свою землю и скот добровольно сдавали в руки ел-ханов, првителей городов, чиновников в надежде на то, что они их защитят от посягательств других. Крестьяне за это должны были платить дополнительную дань. По такому пути пошли и кочевые скотоводы. Постепенно опекунские отношения превратились в отношения подчинения и зависимости.

При господстве караханидов значительное развитие получили земледелие и оседлость. Расширилось производство ремесленных изделий. От землиделия отделилось ремесло. В окрестностях города стали появляться населенные пункты, где занимались ремеслом иторговлей. Развивалась обменная торговля между городом и селом, между земледельцами и скотоводами. Караханиды вели оживленную торговлю с Китаем,русью,Ираном,Ср.Азией,Византией,Камской Булгарией. Главный торговый путь на восток в Китай проходил через города Ургенч, Отрар,Тараз, Баласагун и др. прославились многие торговые крупные города. Тараз наз-ли городом купцов, Исфиджаб-источником ископаемых для торговцев всего мира.В торговле появились деньги. Для усиления власти караханиды поддерживали исламскую религию. Почти в каждом городе была мечеть. Для их содержания священнослужителям платили специальный налог

В начале второй четверти 12 в многочисленный народ каракитаи завоевал семиречье с Баласагуном, а затем все остальные владения вост караханидов, стал угрожать западной ветви.

2. Духовная культура казахов в XV- XVIII вв.

Казахи называли в XVI-XVII вв. покровителя домашнего очага-От-ана или Огонь. Кочевники-скотоводы верили в то, что у каждого вида скота свой хранитель коровы был Зенги баба. Укажите свадебный головной убор девушки: Саукеле.Головной убор женщин, одеваемый через год после замужества- Желек. Кимешек головной убор одеваемый после рождения детей.Казахский мужской плащ из верблюжьей шерсти-Шекпен. Казахи называли Марс в средневековье-«Кызыл жулдыз» (Красная звезда)Звезда Жеты каракшы (Большая Медведица)светила казахам часами в ночное время. Среди казахов сохранился обычай, когда злой дух изгоняют огнем-Отпен аластау. Свирель музыкальный инструмент, сделанный из камыша и дерева, на котором играли казахские музыканты. Профессионалы-вычислители, занимались эмпирической метеорологией и счетом времени- Есепчи. Охота с ловчими птицами-Саят. На торжествах проводились разнообразные игры. Состязание Кокпар означало скачки с тушей козы. Жамбы ату спортивная игра, в которой вместо золотых слитков надо было сбить слитки из серебра стрелой из лука. Жених делал подарок матери невесты под названием-Сут акы. Скотоводы определяли: восток, запад, юг и север- Глядя на солнце. Подвижное жилище на колесах- Куйме. Шанырак- основная самая высокая часть юрты..

Зеркалом всех сторон жизни казахов являлось «Устное народное творчество» Персонажи Аяз би и Жиренше встречаются образцах устного народного творчества-Сказках.. Были распространены эпосы-«Кобланды батыр», «Ер Таргын», «Камбар-батыр». «Кобланды батыр»-эпос ХШ-XIV веков о войне кыпчаков с иранским ханом. «Ер-Косай»-дастан, относящийся к героическому эпосу. Социально-бытовые поэмы-«Козы Корпеш-Баян Сулу», «Кыз Жибек» Представитель казахской устной поэзии- Жырау. Извекстны имена Сыпыра-жырау и Кодана Тайши(XIV в)

В Дешт-и-Кыпчаке в XV-XVI вв были известны имена певцов (жырау) Асан Кайгы и Казтуган. Знаменитый жырау в Дешт-и-Кыпчаке в XV Асан-кайгы. В XV веке жил и творил «кочевой философ», мечтавший о «земле обетованной»- Асан Кайгы. Один из знаменитых жырау в Дешт-и-Кыпчаке XV в- Шалкииз. Знаменитый жырау Казахского ханства живший в XVI в- Доспамбет-жырау. Жырау-военачальник, правитель племени Младшего жуза, живший при Есимхане. Жиембет(XVII в).

В XVI-XVII в. письменная литература на казахском языке была распространена в виде книг религиозного и историко-религиозного содержания, исторические сочинения. Наиболее важным памятником Казахской исторической литературы XVII в является сочинение Кадыргали Джалаири «Джами ат-таварих».Свой труд К.Жалайыри посвятил Б.Годунову. Казахская правящая элита активно распространяла в степи ислам. Произведение историка XVI века Мухаммед Хайдара Дулати «Тарих-и-Рашиди»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: