Билет № 26 1. Кыпчаки в истории казахстана

1. Кыпчаки в истории Казахстана. 11 в -1919 г В нач 11 в на огром тер-рии от Иртыша до волги гегемонию установили кыпчаки которые стали приемниками кимаков. Они вытеснили огузских джубгу с сред теч Сырдарьи приаралья прикаспия. Так образовалось кимчакское ханство. В 1 половине 11 в гос-во стало называтся Дешт – и кыпчак(степь кыпчаков) 11-12 они были самыми многочислен из всех тюркоязычных народов цент Азии и вост Европы. Ставка был - г Сыгнак. Они сост несколько групп, племен – алтайскую сибирскую; каз приуральскую; поданскую днепровскую, дунайскую. Власть передовалась по наследству, во главе хан. Ханство делилось на 2 крыло правое – на р Урал. Левое в г Сыгнак, более мощным правое крыло. Оно сословно неравным, основой неравества частная собственность (лошади) посягательство на собственность строго каралось. Самую бесправную составляли рабы. В 1065 г првитель сельджков, совершил поход на Мангышлак против кыпчаков в результате борьбы часть племен временно попала в зависимость. В 1096 – поход на Хорезм безрезультата. Основным хоз деят кипчаков скотоводство (овци лошади верблюди КРС) часть населения занимались земледелием просо пшеница ячмень В 1133 г кыпчаки поражение от Атсыза с этого времени начинается раздробленность кыпчакского ханства, политика ханства становится нестабильна.

2. Государственное и административное устройство Казахского Ханства. В XV-XVII общественные отношения у Казахов были патриархально-феодальными. В степных районах господствовала общинная система землепользования. Право пользования пастбищами принадлежало всем членам кочевого рода или племени. Скот находился в частной или семейной собственности. Михран наме-ий Бухара свидетельствует «Потомки ханов, султанов и вельмож из числа людей степи, в стремлении создать стада животных, приплод которых является умножением их богатства.

Султаны освобождались от несения повинностей в пользу хана в XV-XVII в. Вся терр ханства принадлежала правящему роду Чингизидов. Верховным распорядителем земель был хан. В каждом известном улусе есть свой султан из потомков Чингиз-хана, который вместе со своим народом пребывает в старинном юрте. Форма собственности духовной знати (шейхи. муллы, имамы)это- мильк, вакф. Сойыргал- это Земельный надел. Сойургал был распространенной формой господства кочевой знати. Большую роль в Сырдарьинских местах играло мусульманство. Они получали земли, водные источники, оросительные системы в Вакф вместе с правом на налоги. Мусульманское духовенство владело так же значительными участками обрабатываемых и пастбищных земель на правах частной собственности- Мильк.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: