Географическое положение: понятие, виды, свойства

Географическое положение – свойства соц-эконом.пространства, которые отражают пространственное несовпадение изучаемого объекта и необходимых условий его существования.

Экономико-географическое положение (ЭГП) по Н. Н. Баранскому - «отношения какого-либо места, района или города ко вне его лежащим данностям, имеющим то или иное экономическое значение» (1927.).

Основная идея ГП как понятия заключается в раскрытии территориальных отношений:

-физико-географическом положении это отношения в 1)географической координатной сетке; 2)в реальном физ.геогр.пространстве;

-в экономико-географическом – отношение к экономически значимым объектам;

-в соц-географическом – к соц.значимым объектам;

-в политико-гегораф. – к полит.данностям

-в эколого-географическом — к экологически значимым объектам

ГП – «по отношению к чему?»

Местоположение «где и частью чего является?»

Местоположение раскрывает локализацию и принадлежность, а ГП отражает отношения в системе.

ГП характеризуется взаимоотношением объекта с его внешней средой.

Полное и всестороннее изучение ГП означает учет реальных, потенциальных и теоретически возможных связей.

Св-ва ГП:

1)отношение

2)потенциальность – ГП – это фактор, предпосылка, следствие развития связей, разделения труда

3)дистанционность (расстояние между объектами). Расстояние оценивается: -геодезическое (воздушное); -физ-географ. (с неоднородностями земной пов-ти); -географическое виртуальное – зависит от путей сообщения, густосты транспортной сети.

Классификация географического положения точечного объекта.

1.Первичные территориальные отношения – относительно объекта к 1) элементам общественного производства: 1)пром.-геогр (источников энергии, источников основных видов громоздкого сырья и материалов, сгустков обрабатывающей индустрии), 2)аграрно-геогр (продовольственных баз, баз сельскохозяйственного сырья), 3)транспортно-геогр (приморское, магистральное, узловое), 4)сбыто-геогр (рынков сбыта товаров производственного назначения, рынков сбыта потребительских товаров), 5)демографич. (трудовых ресурсов, научно-технических кадров)

К ареалам 1)внутриареальное а)центральное, б)эксцентричное, в)периферийное, г)глубинное; 2)межареальное

2.Производные территориальные отношения: 3 отношения к линиям и фокусам. 1) на грузопотоках, 2)на пассажиропотоках, 3)взаиморасположение

3.Итегральные территориальные отношения. 4 отношения к территориям различного масштаба: 1)микроположение, 2)мезоположение, 3)макроположение, 4)сверхмакроположение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: