Конституционный механизм разрешения разногласий между органами государственной власти в Российской Федерации

1. Дано авторское определение понятия разногласий в системе органов публичной власти. Под ними следует понимать такое состояние отношений между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами, которое вызвано несовпадением или столкновением позиций (взглядов) указанных субъектов по поводу конкретных ситуаций, вариантов их решений, стратегии и тактики деятельности и выражается в издании нормативных и правоприменительных правовых актов, или в совершении действий (бездействий), нарушающих установленную законом компетенцию.

2. Классификацию разногласий, возникающих в системе органов публичной власти Российской Федерации, можно провести по следующим основаниям:

1) по сфере возникновения: межинституциональные (между законодательными, исполнительными и судебными органами власти) и внутрисистемные (связанные с внутренней работой органовзаконодательной, исполнительной, судебной власти);

2) по уровням осуществления власти: между федеральными и региональными органами государственной власти; между региональными и муниципальными органами власти; между федеральными и муниципальными органами власти;

3) по способам разрешения: разногласия, разрешаемые внесудебном порядке; разногласия, разрешаемые в судебном порядке.

3. Конституционно-правовой механизм разрешения разногласий между органами публичной власти - это регламентированная правовыми нормами совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, при помощи которых осуществляется правовое регулирование разногласий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления и фактическое разрешение данных разногласий в процессе соответствующей правоприменительной деятельности.

4. Конституционно-правовой механизм разрешения разногласий в системе органов публичной власти представляет собой сложное и многоаспектное понятие, включающее в себя: 1) коллизионные нормы, на основе которых осуществляется разрешение и предотвращение разногласий; 2) субъекты, уполномоченные разрешать разногласия между органами публичной власти; 3) способы и процедуры разрешения разногласий между органами публичной власти; 4) вынесение итогового акта разрешения разногласий между органами публичной власти, который может быть в форме нормативного акта, акта толкования либо акта применения права.

5. Конституционно-правовые способы, используемые в процессе разрешения разногласий в системе органов публичной власти, предлагается подразделить на способы предотвращения разногласий и способы разрешения уже возникших разногласий в системе органов, публичной власти, причем последние, в свою очередь, делятся на несудебные и судебные способы разрешения разногласий между органами публичной власти.

6: Согласительные процедуры как несудебный способ разрешения разногласий в системе органов'публичной власти являются одним из наиболее эффективных средств обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех органов публичной власти. Различные виды разногласий в системе органов публичной власти определяют многообразные формы, процедуры их разрешения - консультации, переговоры; создание рабочих групп, согласительных комиссий, экспертных советов, заключение договоров, посредничество Президента России в разрешении разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти субъектов РФ.

7. Применение мер конституционно-правовой ответственности к органам публичной власти в России за ненадлежащее исполнение полномочий - один из способов преодоления и предотвращения разногласий в системе органов публичнойf власти. В условиях проводимых реформ нормативная регламентация этого института не отражает потребности эффективного функционирования органов публичной власти.

8. Деятельность Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации, направленная на разрешение разногласий между органами публичной власти, заключается не только в использовании процедур рассмотрения спора о компетенции, но и в проверке на соответствие Конституции РФ, Основному закону субъекта Федерации нормативных правовых актов и договоров с позиций объема полномочий органов публичной власти. Толкование Конституции РФ и конституций (уставов) также используется для целей гармонизации отношений в системе публичной власти.

9. Создание конституционных (уставных) судов во всех без исключения субъектах Федерации повлечет за собою образование полноценной конституционно-уставной системы органов государственной власти, что позволит им в полной мере использовать свои возможности самостоятельного разрешения правовых коллизий и разногласий на региональном и местном уровнях публичной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: