Техническое обслуживание поршневых двигателей

В отличие от ГТД в рабочих элементах поршневых двигателей имеет место трение качения и скольжения. Трение скольжения сопровождается значительным тепловыделением. Это обусловливает необходимость надежной работы систем смазки и охлаждения.

Поршневые авиадвигатели имеют также довольно сложные системы газораспределения и зажигания, состоящие из многих весьма нагруженных деталей, подверженных в эксплуатации различным отказами неисправностям. Это обусловливает необходимость проведения соответствующих регулировочных и профилактических работ.

Обычно после каждой посадки двигатель подвергают внешнему осмотру с целью выявления подтекания масла, бензина из соединений агрегатов и сочленений деталей, а также проверяется крепление основных деталей и агрегатов. Осмотру подвергают: картер и маслоотстойник двигателя, трубки слива масла из носка и задней части картера, клапанные коробки цилиндров, кожуха тяг толкателей, соединения направляющих толкателей механизма газораспределения с картером, а также фланцы крепления цилиндров. В задней части двигателя возможно подтекание масла по фланцам крепления агрегатов, а также из резинотканевых соединений трубопроводов и из сот обечайки маслорадиатора.

Для выявления подтекания бензина осматривают карбюратор или агрегат непосредственного впрыска, сочленение их деталей и соединения бензиновых трубопроводов с указанными агрегатами. Осматривают также трубопроводы бензосистем на участке от карбюратора или агрегата непосредственного впрыска до противопожарной перегородки, другие трубопроводы системы запуска и т. д.

Бывает, что внешним осмотром невозможно определить место вытекания масла, бензина или жидкости гидросистемы вследствие загрязнения двигателя маслом. В таких случаях поверхность двигателя следует очистить от загрязнения, затем запустить двигатель и только после этого можно обнаружить место предполагаемой неисправности. Место подтекания бензина обнаруживается по красным или синим пятнам, если применяется этилированный бензин, или белым пятнам, если применяется неэтилированный бензин.

Характерными работами при техническом обслуживании поршневых авиадвигателей являются обслуживание масляных и бензиновых фильтров, проверка уровня масла в баке, проверка зазоров в системе газораспределения и зажигания, проверка компрессии в цилиндрах и другие работы, предусмотренные регламентом технического обслуживания конкретного типа двигателя.

Обслуживание системы воздушного охлаждения является одним из важных условий нормальной эксплуатации двигателя воздушного охлаждения, особенно в жаркое летнее время. При обслуживании прежде всего очищают охлаждающие ребра цилиндров от грязи, пыли, масла. Затем проверяют их состояние: нет ли трещин, вздутия или шелушения краски, цветов побежалости на металле головок цилиндров и других неисправностей. Во всех случаях техническое обслуживание поршневых двигателей является более трудоемким, чем газотурбинных двигателей. Сложной и трудоемкой, например, является проверка и регулировка зазоров клапанов механизма газораспределения. Эта работа необходима для контроля правильности регулировки фаз газораспределения, т. е. периодов открытия и закрытия клапанов цилиндра по углу поворота коленчатого вала.

Проверка зазоров между роликом и штоками клапанов должна выполняться лишь на холодном двигателе при полностью закрытом положении клапана, когда поршень находится в верхней мертвой точке в такте сжатия. Эта работа требует целого ряда подготовительных работ и специального инструктажа. Важной работой является обслуживание системы зажигания, которая на поршневых двигателях значительно сложнее, чем на реактивных. Обслуживание сводится не только к внешнему осмотру элементов системы зажигания, но и проверке снятых свечей на специальном стенде.

Периодически выполняется проверка зазоров в прерывателе магнето и их регулировка. Довольно трудоемкая операция — проверка исправности проводов зажигания. Ее обычно назвают «прозваниванием». Эту работу важно проводить в зимний период, когда провода зажигания могут быть повреждены при подогреве двигателей перед запуском. Неисправности системы зажигания вызывают тряску двигателя, его неустойчивую работу, уменьшают мощность.

Система питания двигателя бензином, карбюратор или насос непосредственного впрыска также требуют профилактических работ по регулировке и устранению неисправностей путем текущего ремонта. Регулировочные работы при замене двигателя или карбюратора довольно трудоемки и требуют последующего запуска двигателя и высокой квалификации технического состава.

Обслуживание воздушных винтов прежде всего требует внешнего осмотра лопастей. Особенно важно внимательно осмотреть передние и задние кромки лопастей и убедиться, что нет вмятин, трещин, других дефектов. Далее выполняются проверка крепления лопастей, отсутствия люфта, биения и другие работы, предусмотренные регламентом. Чтобы убедиться в отсутствии тряски, работу воздушного винта проверяют при запуске на всех режимах.

Конкретные типы поршневых двигателей могут подвергаться дополнительным профилактическим работам, которые указываются в регламенте ТО.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: