«Жесткий» туризм
| «Мягкий» туризм
|
Массовость
| Индивидуальные и семейные туры, поездки в кругу друзей
|
Кратковременные поездки
| Продолжительные путешествия
|
Быстрые средства передвижения
| Медленные и умеренно быстрые средства передвижения
|
Заранее согласованная программа
| Спонтанные решения
|
Мотивация «извне»
| Мотивация «изнутри»
|
Импорт стиля жизни
| Стиль жизни в соответствии с культурой посещаемой страны
|
«Достопримечательности»
| «Впечатления»
|
Комфорт и пассивность
| Активность и разнообразие
|
Предварительная интеллектуальная подготовка к поездке невелика
| Страна — цель путешествия изучается заранее
|
Турист не владеет языком страны и не стремится его узнать
| Язык страны изучается заранее — хотя бы на простейшем уровне
|
Турист приезжает в страну с чувством хозяина, которого «обслуживают»
| Путешественник познает новую культуру
|
Покупки утилитарны (шоппинг) или стандартны
| Покупки — это памятные
| подарки для друзей
|
После поездки остаются только стандартные сувениры
| После поездки остаются знания
| новые знания, эмоции и воспоминания
|
Турист покупает открытки с видами
| Путешественник рисует с натуры или фотографирует сам
|
Любопытство
| Тактичность
|
Громогласность
| Спокойная тональность
|
По мнению ряда авторов, понятие «мягкий туризм» близко к «зеленому туризму» и характеризуется природопользованием, не приводящим к деградации ресурсов, поскольку для восстановления и охраны последних используется часть выгод от его развития. Он охватывает самые разнообразные сферы туризма, от гостиничного хозяйства, авиалиний и других видов транспорта до туров по охраняемым природным территориям. В данном случае их объединяет ответственное отношение к охране окружающей среды, в частности, использование экологичных технологий. В системе «мягкого туризма» важнейшим компонентом является не просто турист, но сознательный, подготовленный турист.
В настоящее время наиболее широко используется представление об экотуризме как устойчивом туризме (sustainable tourism). Согласно определению ВТО и Всемирного Совета по туризму и путешествиям (WTTC), «устойчивый туризм отвечает потребностям как туристов, посещающих туристические центры, так и населения последних; кроме того, он предполагает обеспечение и оптимизацию перспектив будущего развития. Ресурсы используются таким образом, чтобы удовлетворить экономические, социальные и эстетические потребности, но при этом сохранить культурную уникальность, важнейшие экологические особенности, многообразие биологических видов и жизненно важные системы». В дополнение к этому на Международном форуме «Окружающая среда и развитие» отмечено, что «Устойчивый туризм должен соответствовать критериям социальной, культурной, экологической и экономической совместимости. Устойчивый туризм — это тот туризм, который в долгосрочной перспективе, т.е. в проекции на современное и будущие поколения, может адаптироваться к конкретным этническим и культурным особенностям, отвечает требованиям социальной справедливости, экологически совместим, а также целесообразен и выгоден в экономическом плане».