Классификация методов исследования

Вопросы классификации и систематизации всегда дискуссионны, так как они обусловлены выбором критерия (или признака) классификации. Поскольку классификация включена в моделирование и проектирование исследовательской деятельности, покажем некоторые общие подходы.

По логике применения Б. Г.Ананьев2 предложил следующую классификацию методов:

- организационные методы — сравнительный, лонгитюдный (т.е. исследование одних и тех же лиц и процессов в течение длительного времени) и комплексный методы;

- эмпирические способы добывания научных данных — обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), экспериментальные методы (лабораторные, полевые, психолого-педагогические), психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы), праксиметрические методы (приемы анализа процессов и продуктов деятельности: хронометрия, профессиографическое описание, оценка выполненных работ), моделирование (математическое, кибернетическое) и биографические методы (приемы исследования жизненного пути, изучение документации);

- методы обработки результатов эксперимента и наблюдений — стандартные приемы статистической обработки данных (количественная обработка), приемы качественного анализа, включая дифференциацию материала по классам, разработку типологии, составление психологической казуистики (описание случаев);

- интерпретационные методыгенетический (интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития) и структурный (в характеристиках типов связей между отдельными компонентами структуры изучаемой личности или структуры социальной группы) методы: х

По способам выбора детьми вариантов действий Н. Е. Щуркова3 выделяет следующие группы методик:

- рациональный выбор, осуществляемый детьми в ходе осмысления предложенного материала (недописанного тезиса, анкеты, альтернативного тезиса и т.д.);

- эмоциональный выбор как фиксирование своего состояния в жизненной ситуации (фантастический выбор, тест-рисунок, недописанный диалог, письмо другу, «волшебник»);

- деятельный выбор в форме описания либо свершения конкретного действия в предложенной ситуации.

По способам сбора информации Р.С.Немов1 предлагает следующие группы методов: методы психодиагностики на основе наблюдения; опросные психодиагностические методы; объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ поведенческих реакций человека и продуктов его труда; экспериментальные методы психодиагностики.

Все многообразие методов можно также разделить на три группы: методы теоретического исследования, методы эмпирического познания педагогических явлений (методы изучения педагогического опыта, экспериментальные методы, методы педагогического тестирования, математические и статистические методы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: