Правовые основы деятельности российских профсоюзов

Профессиональные союзы возникли как добровольные объе­динения рабочих и служащих по профессиям.

Появление наемного труда при зарождении классового об­щества привело к разделению общества на две части: наемных работников и работодателя. Тяжелые и вредные условия труда, в которых оказывались рабочие, неизбежно вызывали возмуще­ние и сопротивление работников. Вопрос о формах сопротивле­ния молодого рабочего класса стал представлять острую пробле­му. Сами работники не в состоянии были противостоять работо­дателю и защитить свои интересы. Объединения работников в большей или меньшей степени в состоянии это сделать. Появ­ление профсоюзов вызвало сопротивление работодателей и го­сударства. С целью подавления профсоюзов стали вводиться уголовная ответственность для организаторов профсоюзов и дру­гое антирабочее законодательство, которым объединение в проф­союз рассматривалось как преступный заговор, и деятельность профсоюзов запрещалась на протяжении большей части XIX в. В развитых странах деятельность профсоюзов была закреплена как противоречащая принципу неограниченной свободы личнос­ти. Например, французский закон Ле Шапелье (1791) юридичес­ки запретил деятельность профсоюзов.

По мере развития рабочего движения профсоюзы законо­дательно стали признаваться государством. Так, в 1871 г. в Англии был принят Закон о профсоюзах, который дал опре­деление профсоюзам и разделил их на зарегистрированные (законные) и незарегистрированные (незаконные). С конца XIX в. — начала XX в. начался процесс активного создания профсоюзных ассоциаций, ставший проявлением обострения противоречий между трудом и капиталом. Дальнейшее раз­витие профсоюзов проходило неоднозначно. С созданием пос­ле первой мировой войны Международной организации труда ее конвенции создали правовую основу деятельности профсо­юзов. Эта основа остается незыблемой и сейчас. Однако про­исшедшие в последние десятилетия качественные изменения состава наемных работников, значительное повышение уров­ня их квалификации и оплаты труда ослабили их интерес к коллективным формам борьбы. Поэтому во многих странах численный состав профсоюзов и, соответственно, их влияние и возможности уменьшились. По опубликованным данным, число членов профсоюзов во Франции составляет менее 10% работающих по найму, в США и Турции — около 20%, Япо­нии, Германии и Италии — от 30—40%. Значительное число наемных работников сохранили профсоюзы стран Северной Европы[22].

Свой исторический путь прошли и профсоюзы России. После победы социалистической революции в 1917 г. профсо­юзы, естественно, утратили роль антипода государственной вла­сти. Они стали выполнять роль ее активного союзника. Был выдвинут и реализован лозунг: «Профсоюзы — лицом к произ­водству». Декларировалось, что профсоюзы выполняют две функции — производственную и защитную, но фактически про­изводственная функция возобладала. Профсоюзы становились частью государственного аппарата, о чем свидетельствует пе­реход к ним ряда государственных функций, таких как охрана труда, государственное социальное страхование, руководство соревнования и др. Переход этих функций означал усиление государственных начал в деятельности профсоюзов. Расшире­ние прав профсоюзов, прежде всего фабзавкомов (1958), необ­ходимость согласования многих решений в сфере труда с проф­союзами не привели к подлинному расширению производствен­ной демократии, поскольку профсоюзы оставались послушны­ми исполнителями воли государства и администрации. Авто­ритет их неуклонно падал.

В современных условиях роль профсоюзов существенно меняется. Прежде всего профсоюзы декларируют твердую при­верженность защите интересов трудящихся и отказ от выпол­нения производственных функций. В новых условиях профсо­юзы перешли от организационного монизма, обусловленного однопартийной системой, к плюрализму: в стране возникли и функционируют профсоюзы различных направлений.

Правовая основа деятельности профсоюзов в России за­ключается в закреплении права граждан на объединение в проф­союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ). 12 января 1996 г. был принят Федеральный закон «О професси­ональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», в ко­тором дана достаточно полная и подробная регламентация прав профсоюзов.

До принятия указанного Закона важную роль в определе­нии правового статуса профсоюзов Российской Федерации выполнял Указ Президента РСФСР от 26 октября 1991 г. «Об обеспечении прав профессиональных союзов в условиях пе­рехода к рыночной экономике». В нем органам исполнитель­ной власти, руководителям министерств и ведомств, пред­приятий, объединений, учреждений и других организаций независимо от их форм собственности и ведомственной при­надлежности предписывалось «обратить особое внимание на строгое соблюдение прав профсоюзов и всемерное обеспече­ние их деятельности в соответствии с действующим законо­дательством и общепринятыми нормами международного права; до принятия нормативных актов по социально-эконо­мическим вопросам проводить предварительные консульта­ции с соответствующими профсоюзными органами в целях выработки наиболее обоснованных и приемлемых для трудящихся решений»[23].

Также продолжали действовать и нормы КЗоТ РФ (гл. XV) в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г., регламентирующие наиболее общие вопросы обеспечения дея­тельности профсоюзов[24].

В настоящее время в России действуют Конвенции МОТ № 11 «О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве» (1921) и №87 «О свободе ассоциаций и защите права на организацию» (1948), согласно которым тру­дящиеся имеют право создавать по своему выбору организа­ции и вступать в них для защиты своих интересов. Такое же право имеют и предприниматели.

С 1 февраля 2002 г. действует Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором в статьях гл. 58 и других закреплены права профессиональных союзов, гарантии этих прав и ответ­ственность за их нарушения. Поэтому положения ФЗ РФ от 12 января 1996г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» следует применять с учетом новей­шего законодательства.

Если социальное назначение профессиональных союзов — представлять и защищать права и интересы работников — было и остается неизменным, то этого нельзя сказать об их право­вой базе.

Ранее конкретную юридическую базу имел только один профсоюзный орган — профсоюзный комитет предприятия, учреждения, организации. Она определялась нормативным ак­том — «Положением о правах профсоюзного комитета пред­приятия, учреждения, организации», утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 сентября 1971 г. с последующими изменениями и дополнениями. Правовой ста­тус профсоюзных органов иных уровней в законодательстве де­тально не регламентировался.

Правовая регламентация деятельности профсоюзов пред­ставляла и представляет определенные сложности. Не все сто­роны деятельности профсоюзов подлежат законодательному регулированию. Внутрисоюзные отношения (прием в члены профсоюза, уплата членских взносов, формирование руково­дящих профсоюзных органов и др.) государством не регулиру­ются, оно не вмешивается во внутреннюю деятельность проф­союзов, подобное вмешательство запрещено законом (п.2 ст. 5 Закона от 12 января 1996 г.). Внутрипрофсоюзные отношения регулируются исключительно нормами, принимаемыми сами­ми профсоюзами, прежде всего их уставами. Эти нормы часто именуются корпоративными. Корпоративные нормы не могут быть отнесены к законодательству, поскольку государство не участвует в их разработке и принятии. Выполнение корпора­тивных норм не подкреплено принудительной силой государ­ства. Однако если в понимании права выйти за пределы дея­тельности государства и видеть в праве систему обеспечения порядка в обществе, систему, основанную на началах справед­ливости, гуманизма, равенства, то корпоративные нормы мо­гут быть отнесены к правовым регуляторам.

Внешние отношения профсоюзов регулируются законода­тельством. Закон «регулирует отношения профсоюзов с орга­нами государственной власти, органами местного самоуправ­ления, работодателями, их объединениями, юридическими лицами и гражданами» (ст. 1 Закона от 12 января 1996 г.).

Одновременно с этим Законом были приняты ФЗ РФ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г.[25], «О порядке раз­решения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 г.[26], Законы Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1995 г.[27], «О занятости населения в Российской Федерации» в ред. 20 апреля 1996 г.[28] и ряд других.

Это законодательство отражает новые социально-экономи­ческие условия, сложившиеся в Российском государстве, и зна­чительно изменяет организационно-правовые основы деятель­ности профсоюзов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: