Расширение производства возможно двумя путями:
1) за счет применения новых технологий (интенсивный путь)
2) расширение применения всех ресурсов (экстенсивный путь)
Эффект масштаба – соотношение между относительным изменениемвеличины затрат факторов производства и относительным изменением объема выпускаемой продукции.
Предприятие производило Q единиц продукции при использовании C ед. капитала и L ед. труда. С+LQ.
Предприятие нарастило масштаб производства, увеличение затраты капитала и труда в a раз. Объем продукции вырос вВ раз aC+aLBQ.
Положительный эффект масштаба (OA>AB, B>a или B/a>1) – объемвыпуска увеличивается в больше пропорции, чем затраты факторов.
Постоянный эффект масштаба или отсутствие (OA=AB, B=a или B/a=1) – объем выпуска увеличивается в той же пропорции, что и затраты факторов.
Отрицательный эффект масштаба (OA<AB, B<a или B/a<1) – объем выпуска увеличивается в меньшей пропорции, чем затраты факторов.
Взаимосвязь между изменением масштаба производства и соответствующим изменением в объеме выпуска продукции называется отдачей от масштаба.