Номенклатура. Консервация властных структур: тенденции и особенности

Номенклатура — прослойка населения Советского союза и стран Восточного блока, которая занимала различные ключевые административные посты во всех сферах деятельности в этих странах. Как правило, они были членами коммунистической партии. Понятие советской номенклатуры используется в двух смыслах: в узком — это «освобожденные» работники комитетов партии и в широком — все ответственные работники, назначение на должность которых гласно или негласно производилось секретариатами правящей партии (в том числе председатели колхозов, ректоры институтов, редакторы газет, вплоть до высшей иерархии религиозных организаций). Зачастую допускалось даже формальное голосование при выборе на должность, но установка на требуемого кандидата исходила из партии. Второе (широкое) значение и дало основу понятия «номенклатуры» — то есть перечня лиц, подлежащих назначению. Количество чиновников в советской России первоначально было небольшое — 300 тыс. совслужащих при Ленине. При Сталине их число достигло 1837 тыс. Для советской номенклатуры были введены (начиная с 20-х годов) привилегии в снабжении товарами и продуктами, в том числе дефицитными, и могли приобретать (нередко по многократно заниженной цене) недоступные для остального населения товары.

Консервация режима – сохранение установленных порядков и норм с целью сохранения стабильности данной политической системы. Со смещением Н. С. Хрущева и приходом к власти Л. И. Брежнева для партийно-государственного аппарата наступил своеобразный «золотой век». Начатая Хрущевым политика десталинизации и относительная демократизация превратили аппарат из орудия лидеров страны в самостоятельный субъект политики. Аппарат в качестве главного своего лозунга выдвинул идею «стабильности кадров», что нередко означало пожизненность номенклатурных постов, вело к безнаказанности руководителей, расцвету коррупции, разрыву между словом и делом. Объективно эта «стабильность» вела и к консервации политических и государственных структур.

Уже первые решения нового руководства означали возврат к прежним, привычным для аппарата структурам управления. Были упразднены совнархозы и восстановлены отраслевые министерства, причем количество их с каждым годом росло и к середине 80-х гг. было более 100 министерств и ведомств союзного уровня (в 1924 г. их было 10, в 1936 г. — 20) и 500 республиканского. Только за 1976 — 1983 гг. численность управленческого аппарата выросла на 3 млн. и достигала 18 млн. человек. К этому времени на каждые 6 — 7 человек в стране приходилось по одному «управляющему». На их содержание ежегодно затрачивалось до 40 млрд рублей. «Стабильность» обернулась и старением кадров. К 1982 г. средний возраст высшего руководства перешагнул 70-летний рубеж.

Обеспечив себе восстановление господствующих позиций, партаппарат отказался от критики «культа личности». Уже через несколько месяцев после отстранения Хрущева, во время празднования 20-летия Победы, в докладе Брежнева впервые за последние годы прозвучала под аплодисменты зала высокая оценка вклада Сталина в Победу.

Принятая 7 октября 1977 г. Конституция стала четвертым за 60 лет советской власти основным законом. Такого быстрого обновления подобных документов ни одна другая страна не знала. В преамбуле Конституции говорилось, что в СССР построено развитое социалистическое общество, характеризовались его основные черты. Таким образом, наблюдался разрыв с реальностью, с теми чертами общественного развития, которые имелись в действительности. Главный акцент делался на идее достижения социальной и национальной однородности общества (впервые в качестве социальной базы советской власти наряду с рабочим классом и колхозным крестьянством была названа также народная интеллигенция; говорилось о «новой социальной и интернациональной общности» — советском народе, о едином народнохозяйственном комплексе СССР и др.). Наконец, как и прежде, видное место в Основном законе занял блок социально-экономических прав граждан, к числу которых (в сравнении с Конституцией 1936 г.) добавились и новые: на труд, бесплатное образование, медицинскую помощь, отдых, пенсионное обеспечение, жилище. Вслед за принятием Конституции были разработаны и приняты законы, регламентирующие реализацию этих прав.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: