Основные подходы к периодизации истории науки

Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества. Периодизация – это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран. Со времени развития исторической науки учеными-историками разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития. Так, древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.) делил историю народов на пять периодов – божественный, золотой, серебряный, медный и железный, утверждая, что от века к веку люди живут все хуже. Древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) в понимании истории руководствовался теорией круга, в соответствии с которой развитие идет по одной и той же колее: зарождение, расцвет, гибель. Свой вариант периодизации по типу хозяйства предложил немецкий ученый Бруно Гильдебранд (1812-1878), который делил историю на три периода: натуральное хозяйство, денежное хозяйство, кредитное хозяйство. Русский ученный Л.И. Мечников (1838-1888) установил периодизацию истории по степени развития водных путей сообщения: речной период (древние цивилизации), средиземноморский (средние века), океанический (новое и новейшее время). Маркс исходя из принципа материалистического понимания истории разработал вариант периодизации, положив в ее основу способ производства или формационную концепцию. В отличие от Маркса западные ученые XX в. рассматривали исторический процесс как чередование одних и тех же «циклов» круговорота локальных цивилизаций. Крупнейший представитель этой теории – англичанин А. Тойнби. Несмотря на то, что выделенные им 13 основных цивилизаций развиваются независимо друг от друга, все они проходят в своем развитии одни и те же стадии: зарождение, расцвет, гибель. Цивилизационный подход в поиске общих закономерностей исторического процесса основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Американский ученый Уолт Ростоу (социолог, политолог, экономист, историк) в 60-е годы XX в. разработал теорию стадий экономического роста. Тогда он выделил пять стадий экономического роста: традиционное общество; период предпосылок или переходного общества; период «взлета» или сдвига; период зрелости; эра высокого массового потребления.

Существуют 4 основных версии происхождения науки: 1) наука зародилась в Египте в lV в. до н. э, когда материализовались знания предыдущих человеческих цивилизаций; 2) наука зародилась в древней Греции что было связано с возникновением рационального мышления; 3) наука зародилась в позднем средневековье, когда в университетах появляются опытные знания; 4) наука родилась в 17 веке, когда от пранауки отсоединяются конкретные науки и философия обретает свой сегодняшний смысл.

1) Считалось что до великого потопа (17500 тыс. лет назад) на земле проживали атланты. Они жили на территории современного северного полиса. Считалось, что эти люди обладали такой энергией, которой не обладает наше человечество до сих пор. Отношения между атлантами описываются в древнегреческой мифологии. Считают, что атланты не смогли в результате распрей удержать ту энергию, которую создали сами. Вызвали потепление климата, ось планеты наклонилась, и вода хлынула на те участки земли, что не были затоплены ранее. Когда атланты увидели что это принимает необратимый характер они решили что необходимо в срочной мере передать знания накопленные у них. Они создают так называемые Ноевы ковчеги и послали их на те участки земли которые по их подсчетам могут быть не затоплены. Знания были переданы в виде священных книг, которые были сгустком знаний (например в Ведах, книга мертвых и т.д.). Знания считались священными и передавались лишь немногим.

2) Древняя Греция. Это единственная страна, где была уникальная форма собственности – общинная форма собственности. Греция это система городов- государств. Города которые представляют собой обособленное государство. Город имел общую землю. На этих общих землях работали общинные рабы. Эксплуатация этих работ приносила доходы государству. Но не самому государству, а все заработанные деньги распределялись между жителями города. Фактически Греция давала прожиточный минимум каждому жителю. Жители могли иметь еще и домашних рабов. Греция пошла дальше – они разработали систему соревнований (обгонов). Мы знаем только олимпийские игры, но кроме них соревнования шли по основным видам деятельности. Победители соревнований получали всевозможные поощрения от государства. Сначала человек себя не выделяет из общества – он не может сам выжить. Что происходит в Греции – люди начинают себя выделять. Этот период называется становление самосознания. В античности формируется самосознание и рациональное мышление которое является основой научного познания. Т.е в Греции происходит освобождение от конкретно образного, чувственного объяснения мира к понятийному рациональному его объяснению. Философия в античности это переход от личностной формы мифа к безличностной понятийной формы философии. Т.е олицетворение уступает место абстракции. Если в мифологии действительность воображается, то в греческой философии она начинает пониматься.

3) Наука зарождается в средние века. В 12-13 веке английский епископ и ректор университета Роберт Гроссетест обосновывает роль опытного знания для развития науки. А английский монах Роджер Бекон фактически является создателем первых опытных лабораторий и обосновывает необходимость опыта. Гроссетест пишет работу о свете. И совершенно не связывает его с Богом. Он ссылается на Аристотеля, законы логики и т.д. По этой версии только тогда когда наука строится не только на умозрительных вещах, а на конкретных экспериментальных вещах только тогда наука становится подлинной.

4) Доказывает что дата рождения науки это новое время. И точка отсчета это система Коперника (Коперниковсвкий переворот) который доказал что не земля центр вселенной а солнце. И фактически совершил переворот, который продолжил Ньютон своими законами классической механики. И эти два открытия сформировали первую научную картину мира. Сегодня это самая общепринятая концепция. Которая утверждает, что первоначально была преднаука, которая называлась философия. До 17 века все научные знания назывались философией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: