Программа по Истории и методологии науки

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

_______________________ История и методология науки __________________________

специальности (ей) / направления (ий) подготовки:

__________________ 210300 Радиотехника / Магистр техники и технологии ______________

_____________ 160100 Авиа- и ракетостроение / Магистр техники и технологии __________

__________ 220200 Автоматизация и управление / Магистр техники и технологии _________

___ 230100 Информатика и вычислительная техника / Магистр техники и технологии ______

__________________ 080500 Менеджмент / Магистр менеджмента ______________________

_____________ 150300 Прикладная механика / Магистр техники и технологии _____________

Заведующий кафедрой д.фс.н., профессор ________________________ / _____ А.П.Мозелов __ /

(учение звание, должность) подпись (инициалы, фамилия)

Составитель (ли) __ к.фс.н., профессор _______________________ / ______ О.П.Семенов ___ /

(учение звание, должность) подпись (инициалы, фамилии)

Санкт-Петербург 2008

Программа по Истории и методологии науки

Тема 1. Философия и наука. Философия сущность, взаимоотношения философии и науки. Функции и роль философии в научном познании. Научная деятельность. Логико-методологическая структура – факт метод теория. Методология науки и методологический анализ. Общие, частные методологии, специально научные методологические концепции. Научное знание: теоретически-предметный и методологический аспекты. Логика науки как единства содержания, открываемого в теории познания (гносеологии), и логики (формальных логико-математических аспектов научной деятельности, языка науки синтаксически-семантических отношений, логических характеристик научных теорий, вопросов содержательности, аргументации и т.п.). Язык как средство построения, бытия и развития науки.

Элементы теории познания: познание, виды познания (обыденное, научное, философское, художественное), субъекты и объекты, чувственные и абстрактно-логические компоненты; виды знания: научное, вненаучное, донаучное, анаучное; источники: научный опыт, практика, культурно-исторические традиции; знания явные и неявные, предпосылочные. Основные черты научного знания: всеобщность, необходимость, системность, проверяемость. Особенности науки как явления: принципиальная динамичность, открытость, незавершенность и корректируемость. Проблема единицы научного знания и полиструктурности когнетивной системы науки.

Наука как деятельность, способ рационально-теоретического постижения 3мира. Характеристики науки в ее деятельностном измерении: социальность, целенаправленность, предметность, методичность, обоснованность, самокорректируемость, творческий характер, инструментальность и ценностная ориентированность.

Проблемы истины и ее критериев. Основные концепции истины, проблемы концептуальной универсальности, критерии истины, возможности и границы, инструментальные горизонты. Научный метод как проблема методологии познания. Методологические понятия: подход, метод, программа, алгоритм. Научный метод – теория в действии.

Тема 2 Возникновение науки, стадии ее становления и развития (история науки). Проблема периодизации истории и генезиса науки. Пранаука, протонаука, преднаука и собственно наука, классическая наука. От пранауки к протонауке: формирование античной науки в контексте философского знания античной культуры греческого полиса. Пранаука: проблемы этапизации IV до н.э. завершение становления и развития феномена, характерные черты, особенности. Протонаука (IV в. до н.э.- XVI в. н.э): этапы, от первых форм теоретических построений до формирования опытной науки в новоевропейской культуре, специфика развития явления в эпоху античности и средневековья. Стадия преднауки (XVI-XVII вв.): развитие науки в условиях социально-экономических, духовно-культурных изменений эпохи Возрождения. Становления собственно науки и специфика новоевропейского типа рациональности. Собственно наука, классическая наука, конец (XVII – XIX вв.): «великий переворот в истории культуры человечества» (Вернадский), «эпоха открытий». Классическое естествознание и его методология, революция в естествознании 4конца XIX – начала XX вв. становление идей и методов неклассической науки. Постклассическая (неклассическая наука XX в.): этапы развития, специфика.

История становления и развития технического знания. техническое знание древности и античности (до V н.э.). Технознание в эпоху средневековья (V-XIV вв.). Технознание в эпоху Возрождения (XV-XVI вв.). Наука и техника Нового времени. Инженерия и экспериментальное естествознание (XVIII – 1 половина XIX в.). Парижская политехническая школа, научное основание машиностроения. Становление и развитие технических наук и инженерного сообщества (2 половина XIX – XX в.). Техническая наука 2 половины XX в.

Тема 3 Структура научного познания.

Эмпиризм и схоластическое теоретизирование. Эмпирические исследования, их особенности. Специфика теоретического познания, формы: логические – понятие, суждение, умозаключение; рациональные – научные проблемы, гипотезы, законы, принципы, программы. Единство эмпирического и теоретического, теории и практики. Проблемы различия, независимости, соответствия и материализации теорий. Основания науки их структура. Предпосылочное знание: структура и основные формы. Идеалы, нормы исследования, идеологические, мировоззренческие, философские, общеметодологические принципы. Научная картина мира, ее формы и функции. Научная картина мира в развитии: натурфилософская, классическая, неклассическая, постнеклассическая (нелинейная наука, теории неравновесности процессов, синергетика).

Тема 4 Основные структуры научного знания.

Научное понятие, содержание, объем. Формирование и функционирование научных понятий, требования к научным понятиям: правильность, общность, конструктивность, операциональность, конкретизируемость, потенциал систематизации.

Научный закон, определения, характеристики: онтологические, гносеологические, методологические. Стабильность и инвариантность законов. Проблема типологии и классификаций законов, их универсальность. Операционально-методологическая сторона научного закона, проблема диалектики всеобщелогического и специальносодержательного. Функции научного закона: объяснение, предсказание, унификация знаний, репрезентация принципиальных положений теории.

Научное объяснение, объяснение как интерпретация в конкретном научном контексте. Проблема логики объяснений: дедуктивная объяснительная схема К.Гемпеля (через общий закон, номологическая). Базис и структура объяснения, виды объяснений: номологические, казуальные, в том числе статистические, корреляционные, структурные, функциональные, телеологические, генетические.

Понимание и стандарты понимания. Понимание как смыслообразование и приобщение к смыслам человеческой деятельности, в том числе и научной. Понимание и познание. Понимание как процесс, процедура. Проблема языка, культурного контекста, традиций, в том числе и научных, концептуализации сознания. Особенности понимания и объяснения в современных социально-гуманитарных науках. Научное предсказание, потенциальная предсказуемость, предсказание и объяснение.

Тема 5. Методы научного познания. Метод и методология. Классификация методов научного познания: философские (диалектические, метафизические, феноменологические, герменевтические), общенаучные (общелогические, эмпирического и теоретического уровня), частнонаучные, дисциплинарные, междисциплинарные. Философия и научное познание: функции философии, философские принципы как селекторы в идеологии и методологии научного познания. Методы эмпирического исследования: описание, сравнение, наблюдение, измерение, приборы и их гносеологическая функция, эксперимент, моделирование. Методология теоретического уровня: логические действия (абстрагирование, идеализация, аналогия, формализация, анализ и синтез, дедукция и индукция, классификация и типология).

Методы и подходы теоретического уровня исследования: аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, конкретно-исторический, абстрактно-исторический, реконструкционный; системный, структурно-функциональный, кибернетический, информационный; конструктивный, синергетический, комплексный подходы. Роль системного и комплексного подходов в системотехнике и для анализа концептуальных схем математического моделирования.

Тема 6. Формы научного познания.

Формы научного познания как единицы логико-методологического анализа: факт, проблем, гипотеза, теория, научно-исследовательская программа. Критерии выделения: самостоятельность, автономность. Научная проблема как форма представления научного знания. Проблема и задача. Принципиальная обращенность проблемы на новизну, наличие научного контекста. Проблемная ситуация, внешние и внутренние источники формирования. Проблемы как научное утверждение, характеристика объекта научного исследования, требования обоснованности и истинности, надежность и критерии оценки, признанность научным сообществом, факты проблемности. Адекватность формулирования проблемы, этапы постановки.

Научный факт как логическая форма, фактуальное суждение, форма научного знания. Факт науки и принципиальная соотнесенность с научным контекстом. Специфические свойства научного факта: методологическая контролируемость, теоретическая значимость, онтологическая универсальность. Роль научного факта в познании и его структура. Проблема факта и связи с конкретной теорией. Факт как непропозиционная форма представления. Факт и концептуальная система как пространство, обретение статуса научного. Проблема корреляции с объективной реальностью. Теоретическая нагруженность факта, проблема теоретического контекста.

Научная гипотеза, определение и классификации: интерпретационная, описательная, систематизирующая, объясняющая, экстраполяционная, методологическая; предварительная, рабочая, промежуточная, окончательная; базисная и подчиненная; математическая (комплексная и многофункциональная).

Роль гипотезы в научных исследованиях. Гипотеза как новация. Логико-методологические требования к научной гипотезе: непротиворечивость, независимость от имеющихся теоретических положений, принципиальная проверяемость, содержательная связанность (согласованность с контекстом теоретического знания), согласованность (когерентность), общность применения, фундаментальность идей, полагаемых в основ. Гипотеза и картина мира. Проблема методологической ценности. Гипотезы ad hoc. Работа над гипотезой, проверка и принятие научной гипотезы, приемлемость гипотезы, проблема инвариантности, альтернативности.

Научная теория, сущность, определение, функции: интерпретационная, описательная, систематизирующяая (обобщающая), объяснительная, прогностическая (предсказательная), инструментальная, эвристическая, конститутивная, общерационализирующая; технологически-ориентированные, прикладные. Классификация научных теорий: дедуктивные и недедуктивные (индуктивные, нарративные (описательные)), феноменологические и нефеноменологические, детерминистские, вероятностные, содержательные, формальные. Структура научной теории: ядро, основания, приложения. Идеализированный объект (абстрактный, идеальный: проблемы, методы построения и оправдания). Структура и развитие технической теории.

Научно-исследовательская программа, структура: «жесткое ядро», эвристики, «защитный пояс». Функционирование научных программ, ядро программы и ядро теории, проблемы оценки и ее критерия. Прогрессирующие и регрессирующие программы. Научно-исследовательская программа, научная революция, модель познания. Проблеморешающий подход (Л.Лаудан), концептуальные и эмпирические проблемы, когерентный и корреспондентный взгляд, подход к познанию. Исследовательская традиция, функции, перспективность, когнетивный потенциал. Проблема рациональной реконструкции научного познания: возможности и границы.

Тема 7. Проблема динамики научного познания.

Становление и развитие научной теории от статической к динамической модели. Теоретическая схема, проблемы генезиса и обоснования, конструктивная обоснованность. Модель развития научных теорий, проверка и принятие научной теории, эмпириечские и неэмпирические аспекты проверки, стадии проверки М.Бонге: метатеоретическая, интертеоретическя., философская и эмпирическая. Тезис Дюгема-Куайна по проблеме проверки теории. Принятие и подтверждение теории. Единство репродуктивной и творческой деятельности как основа научного познания. Социологическое и историческое измерение научного познания. Проблема введения и применения теории научного знания. Дисциплинарная матрица, научная парадигма, нормальная наука, научные революции как смена научных парадигм, парадигмальность развития, роста знания (Т.Кун). Проблема рациональности, ее типологии, преемственности и прерывности научного знания, несоизмеримость и соизмеримость теории. Интертеоретические отношения, кумулятивные и некумулятивные формы динамики знания. Крупные и малые изменения в науке. Типология крупных изменений, научная дисциплина как их носитель.

Методология науки и творчества. Проблема начала: от гипотезы к факту или от факта к гипотезе. Модели научного поиска: линейные, структурно-системные, эвристика, когнитивный подход. Интуитивное, неосознанное и сознательное, социальное и психологическое в мотивации творчества. Социокультурное, индивидуальное начала творчества, проблема нравственной оценки.

Тема 8. Методологические проблемы гуманитарных наук.

Гуманитарные науки и специфика их: предмета, метода, целей, функций гуманитарного знания. Особое место сознания в системе гуманитарного знания. Принципиальная одухотворенность бытия человека. Проблема методологического монизма, понимание вхождения, погружения в социокультурную среду. Специфика объекта исследования. Диалог с изучаемой культурой, определение базиса исходного понимания и интерпретативная практика. Цели гуманитарного познания: исследование и установление общего и универсального в познании индивидуального, уникального. Расширение и углубление уровня понимания явлений человеческой жизни. Особенности гуманитарного знания: смысложизненное значение, социальная значимость, общекультурная направленность. Функции: критическая, апологическая, эмансипирующая, раскрепощающая, идеологическая, воспитательная, адаптивно-социализаторская, общественно-преобразовательная. Современный интерпретативный поворот в гуманитарных науках. Проблема понимания и объяснения в социогуманитарном знании (В. Дильтей, И.Драйзен, Г.Зиммель, К. Гемпель, О. Дрей). Проблема понимания, несоизмеримость теорий социально-гуманитарного знания: радикальная, антиметодологическая позиция (И.Гадамер, Ж.Деррида); сдержанный релятивизм, новое обоснование рациональности (Р. Хаеар, К.-О.Апель, Ю. Хабермас) Способы объяснения: статистический, сравнительный (компаративистский), структурно-функциональный, генетический, интенционально-прагматический. Специальные методы: наблюдение в его специальной инвариантности, симуляционный метод, интервьюирование, анкетирование, свободная беседа, вопрос-на-ответ, тестовый метод, изучение документов, контент-анализ (анализ содержания), социометрика, биомедицинские исследования, эксперименты специальных видов, активное вмешательство, клинический метод. Общенаучные методы социогуманитарного исследования: наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение, их принципиальная «теоретическая» нагруженность. Теоретические методы: формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный, восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, индукция, аналогия, абстрагирование, обобщение, идеализация, идеальная типизация, моделирование, генетический метод, системный и комплексный подходы, структурно-функциональный, вероятностно-статистический; философские: рефлексия, умозрение, интерпретация, истинности как соответствие действительности. Антропоморфизм и проблемы деантропоморфизации.

Тема 9. Проблемы тенденции и перспективы развития методологии социальных и гуманитарных наук.

Предсказуемость, определенность социальных явлений, проблема ненамеренности, действий и их последствий. Анализ, реконструкция социального в условиях принципиально неполной определенности: ограничения по базису неполных установок; ограничения трудности по блоку взаимоотношений исследователь-объект, взаимозависимости и взаимовлияние; чрезвычайная сложность объекта, ограничение наблюдаемости, обозреваемости явления как целостности, «мозаичность», возможность вертуализации социогуманитарного знания.

Гуманитарное знание и философия (эвристически плодотворное философствование), тенденция сближения. Экспериментальное и неэкспериментальное (качвественное), количественныве и качественные методы, проблемы преодоления нарастание эклектизма и плюрализма интерпретаций в современном социопознании. Социальное познание и вопросы видения стратегии развития, обретения общности смысла познания на основе критического аргументированного диалога, рационального сближения исследовательских стратегий. Решение проблем рациональности научности определения метафизических платформ. Смысла жизненноважных ориентиров человека, общества, человечества и их развития; фундаментальных ценностей и ориентаций, определяющих и направляющих познавательный интерес и саму направленность гуманитарной науки. Проблема человекомерности социального, искусственного и естественного в мире.

Тема 10. Наука, общество, культура, цивилизация.

Резкое возрастание роли современной науки. Феномен большой науки. Наука и науковедение. Развитие науки как неотъемлемая часть динамики цивилизационного процесса основные тенденции современной науки: интенграция, дифференциация, математизация, индустриализация, информатизация. Сложность и многогранность деятельности современного ученного. Проблема современного портрета ученного XXI века. Современные состояния и проблемы магистерской подготовки, правовые, экономические, социальные и психологические аспекты формирования и развития научной деятельности человека и общества. Навыки и умения необходимы е для ученного: знания основ библиографии текстовой работы, взаимодействия с гипертекстом, работы в области патентоведения. Наука и искусство: различие и сходство, взаимодействие и общая функциональность (упорядочивание, воспитание, инновация). Идея единства художественного и научного познания. Проблемы веры, разума науки. Наука как аспект и продолжение культурного проекта. Исторические разновидности и современный культурный проект. Философские науки и современные методология как ответ на социальные потребности и вызовы XXI столетия.

Тема1. Философия и наука.

  1. Философия, её роль и функции в научном познании
  2. Методология науки и методологический анализ.
  3. Научное знание: предметный и методологический аспекты. Виды познания и знания.
  4. Наука как способ рационалистического постижения мира. Проблема истины.
  5. Научный метод как проблема методологии. Методологические понятия.

Тема 2. История науки и техники.

  1. Проблемы периодизации истории и генезиса науки и техники.
  2. Пранаука, протонаука, преднаука.
  3. Классическая наука, собственно наука.
  4. Постклассическая наука.
  5. История, становления и развития технознания и современных технических наук.

Тема3. Структура научного познания.

  1. Эмпиризм и схоластическое теоретизирование. Эмпирические исследования, их специфика.
  2. Теоретическое познание, логические и рациональные формы.
  3. Основание науки и их структура. Единство теории и практики.
  4. Научная картина мира: формы, функции, исторические типы.

Тема 4. Основные структуры научного знания.

1. Научное понятие и его хакрактеристики.

2. Научный закон, функции.

3. Научное объяснение.

4. Научное понимание. Проблемы предсказания, предсказуемости, прогнозирования.

Тема 5. Методы научного исследования.

  1. Метод, методология, классификация методов научного познания.
  2. Методы эмпирического исследования.
  3. Методология, методы и подходы теоретического уровня исследования
  4. Системный и комплексный подходы в научном познании. Возможности и границы в системотехнике, анализе концептуальных сфер моделировании и прогнозировании.

Тема 6. Формы научного познания.

  1. Научный факт, свойства характеристики. Проблема теоретической нагруженности.
  2. Проблемная ситуация. Проблема конкретно-исторического научного контекста.
  3. Научные гипотезы и научное познание. Работа над гипотезой, проверка и принятие.
  4. Научная теория: структура функции, классификация.
  5. Научно-исследовательская программа: структура, функции. Проблеморешающий подход (П. Лаудан).
  6. Исследовательская традиция: функции и проблема рациональной реконструкции научного познания.

Тема 7. Проблема динамики научного познания.

  1. Становление и развитие научной теории: модель развития, проверка, принятие. Проблема введения и применения теории.
  2. Научная парадигма, дисциплинарная матрица, парадигмальность развития роста знания. Проблема рациональности.
  3. Методология науки и научное творчество. Модели научного поиска.

Тема 8. Методологические проблемы гуманитарного знания.

  1. Гуманитарные науки: специфика предмета, методы, цели, функции.
  2. Гуманитарное знание: проблема объяснения, понимания. Современный интерпретативный поворот в социопознании.
  3. Проблема метода: специальные, общенаучные, теоретические, философские методы.
  4. Антропоморфизм и проблема деантропоморфизации.

Тема 9. Проблемы, тенденции, перспективы развития методологии социальных и гуманитарных наук.

  1. Предсказуемость определенность социальных явлений, ненамеренность и последствия социальных действий как проблема.
  2. Проблема когнитивного отношения субъкт-объект в условиях принципиально неполной определенности. «Мозаичный» объект и возможность его виртуализации.
  3. Гуманитарные знания и философия, тенденции развития
  4. Социальное познание и проблема видения стратегии его развития. Проблема смысла, фундаментальных методологических платформ, ориентиров

Тема 10. Наука, общество, культура, цивилизация.

  1. Современная наука: феномен большой науки, тенденции, интегрированность в цивилизационный процесс.
  2. Проблема профессионального портрета ученого XXI века. Состояние магистерской подготовки: условия, общая специальная направленность.
  3. Ответственность ученого и этика науки: научная этика, дионтология, профессиональный кодекс чести, этитезация жизни человека, профессионала и общества.
  4. Наука, искусство, вера. Наука как аспект и продолжение культурного проекта, исторические разновидности

Приложение № 1

Список тем рефератов по курсу Истории и методологии науки

1. Понятие природы в науке и философии античности.

2. Проблема движения в "фисиологии" досократиков (Ионийцы и Гераклит, элеаты, атомисты).

3. Понятие числа и математическая конструкция космоса пифагорейцев.

4. Греческая и древневосточная (Египет, Вавилон) математика.

5. Натурфилософия античных атомистов.

6. Проблема сущности и существования в древнегреческой натурфилософии (Элейская школа, атомисты).

7. Физика Аристотеля.

8. Проблема несоизмеримости и кризис оснований древнегреческой математики.

9. Парадоксы бесконечности в апориях Зенона и их роль в развитии математики.

10. Платоновская концепция математики.

11. Концепции математики и природы в натурфилософии Платона и Аристотеля.

12. Эволюция представлений о пространстве и времени в античной науке и философии (Демокрит, Платон, Аристотель).

13. Проблема соотношения физики и математики в теоретическом наследии Аристотеля.

14. Формальная логика Аристотеля и развитие методов формализации в естествознании.

15. Антропологические и социальные установки античной науки.

16. Понятие закона природы в античной натурфилософии и теория причинности Аристотеля.

17. Научно-исследовательская программа древнегреческой атомистики.

18. Пифагорейско-платоновская научно-исследовательская программа.

19. Научно-исследовательская программа перипатетиков и современность.

20. Физика стоиков.

21. Биологические воззрения Аристотеля.

22. Телеология Аристотеля.

23. Проблема континуума в античной физике и натурфилософии.

24. Объяснение как принцип построения античной науки и философии.

25. Математика и диалектика как методы научного познания (Платон, Аристотель).

26. Аксиоматика "Начал" Эвклида и традиции новоевропейского теоретического естествознания.

27. "Против ученых" (Критика физики и математики в античном скептицизме).

28. Принципы античной астрономии и астрологии средневековья.

29. Алхимия и химия: методологические альтернативы и целевые установки.

30. Естествознание и математика эпохи европейского средневековья.

31. Номинализм как фактор становления опытного естествознания в эпоху средневековья.

32. Традиции платонизма и аристотелизма в средневековой науке и философии.

33. Наука средневековья в дисциплинарном пространстве литературы герметического корпуса.

34. Средневековая наука как форма символико-аллегорического описания природы.

35. Физика И. Ньютона и герметическая традиция.

36. Теория движения в эпоху средневековья. Физика импетуса.

37. Реформация и генезис экспериментально-математического естествознания.

38. Николай Кузанский и формирование предпосылок науки и философии Нового времени.

39. Физика Аристотеля и механика Галилея.

40. Эксперимент и проблема материализации математической конструкции.

41. "Механические" и математические доказательства.

42. Проблема объективной значимости идеальных (математических) конструкций в естествознании (физике, биологии и др.).

43. Понятие бесконечно малого (Галилей, Кавальери) и проблема континуума.

44. Физика Декарта и картезианская традиция в естествознании (физика, биология и др.).

45. Физика И. Ньютона: познавательное значение и границы преемственности.

46. Проблема бесконечности, пространства и времени в физике Лейбница.

47. Аксиома непрерывности Р. Дедекинда

48. Проблема континуума в теоретическом наследии И. Канта.

49. Неокантианская концепция научного знания (Коген, Наторп, Кассирер).

50. Философия природы Г.В.Ф. Гегеля.

51. Проблема обоснования математики в XX в.

52. Логицистская и формалистская версии обоснования математики.

53. Интуиционистская и конструктивистская версия обоснования математики.

54. Естествознание в истории материальной и духовной жизни общества.

55. Ценностный фактор в истории естествознания: общие и частнонаучные проблемы.

56. Естествознание и философия: история взаимосвязи.

57. Философия естествознания: генезис и эволюция основных идей и направлений (общие и частнонаучные проблемы).

58. Возникновение науки, стадии ее становления и развития.

59. Проблемы периодизации истории и генезиса науки.

60. Пранаука, протонаука, преднаука и собственно наука, классическая наука.

61. Классическое естествознание и его методология.

62. Постклассическая (неклассическая наука ХХ века). Этапы развития и специфика.

63. Естественнонаучные формы мышления: исторический аспект.

64. Естествознание и псевдонаука: исторический аспект.

65. Естествознание и мистицизм в истории культуры.

66. Естествознание и религия в истории культуры.

67. Диалектика предметного и рефлексивного сознания в истории естественных наук: общие и частнонаучные проблемы.

68. Исторические типы рациональности в естествознании: общие и частнонаучные (физика, химия и др.) проблемы.

69. Эволюция идеалов и норм естественнонаучного познания: общие и частнонаучные проблемы.

70. Идея "конца науки" в истории естествознания.

71. История естествознания как предмет познания: общие и специальные (физика, химия и др.) проблемы.

72. История естествознания как фактор развития его содержания: общие и специальные (физика, химия и др.) проблемы.

73. Парадоксы онтологизации науки в методологии истории естествознания.

74. Проблема периодизации истории естественных наук.

75. Историография естествознания: общие и частнонаучные проблемы.

76. Исторический путь строения и динамики естествознания: общие и специальные (физика, химия и др.) проблемы.

77. Генезис и эволюция дисциплинарной структуры естественнонаучного знания: общие и частнонаучные проблемы.

78. "Дух культуры" как фактор рождения естествознания Нового времени.

79. История первой научной революции.

80. История научной революции конца XIX—XX вв.

81. История эмпирических методов естественнонаучного познания (общих и специальных – физика, химия и т.д.)

82. История измерения как метода естественнонаучного познания, (общие и специальные проблемы).

83. История приборных средств естественнонаучного познания (общие и спец. проблемы).

84. Генезис и эволюция естественнонаучного наблюдения.

85. Генезис и эволюция естественнонаучного эксперимента.

86. История теоретического естествознания (общие и специальные аспекты).

87. История теоретических методов естествознания (общие и специальные методы).

88. История идеализации как метода естественнонаучного познания (общие и специальные аспекты).

89. История классификации как метода естественнонаучного познания.

90. История систематизации в естественных науках.

91. История атомизма в естествознании.

92. История дискретных (точных) теорий в физике.

93. История континуальных (близкодействие) теорий в физике.

94. История дискретно-континуальных теорий физики.

95. История системных теорий физики.

96. Генезис и эволюция статистических теорий физики.

97. История понятий силы и взаимодействия в физике.

98. История закона сохранения и превращения энергии.

99. Генезис и развитие основных физических идей.

100. Историческая взаимосвязь физики и математики.

101. История гелиоцентризма.

102. История учений об электричестве и магнетизме.

103. Возникновение и развитие термодинамики.

104. История учений о полевой форме физической материи.

105. Генезис электродинамики движущихся сред и электронной теории.

106. История атомной и ядерной физики.

107. Генезис и эволюция квантовой механики.

108. Историческая взаимосвязь физики и техники.

109. История основных космологических идей.

110. История основных идей и методов космогонического познания.

111. Генезис и эволюция методов космологического познания.

112. Историко-научный и философский аспекты единства мира и человека (к проблеме познавательного статуса антропного принципа).

113. История антропного принципа в методологии науки.

114. История естественнонаучной ветви русского космизма.

115. Генезис и эволюция основных идей кибернетики и синергетики.

116. История естественнонаучных представлений об уровнях строения и формах движения материи: общие и частнонаучные проблемы,

117. Эволюция понятия времени в истории естествознания.

118. Эволюция понятия пространства в истории естествознания.

119. Эволюция идей причинности и детерминизма в истории
естествознания.

120. Эволюция идеи закона в истории естествознания.

121. Эволюция системных идей в истории естествознания.

122. Идея развития в истории естествознания.

123. Вероятностные идеи в истории естествознания.

124. Эвристическая роль математики в естествознании: исторический аспект.

125. Генезис и эволюция синергетической парадигмы в естествознании.

126. Биология Аристотеля.

127. Синтез медико-биологических знаний в трудах Гегеля.

128. Корпус Гиппократа.

129. Биологические воззрения Альберта Великого и Фомы
Аквинского.

130. Начало формирования анатомии, физиологии и эмбриологии (Леонардо да Винчи, А. Везан, М. Сервет).

131. Система К. Линнея.

132. Рождение концепции обмена веществ.

133. Альтернатива реформизма и эпигенеза (Ш. Бонне, У. Гарвей, К. Вольф).

134. Эмбриологические исследования К. Бэра.

135. Создание клеточной теории.

136. Катастрофизм и униформизм.

137. Проблема сущности и происхождения жизни.

138. Становление биохимической инженерии и биохимии.

139. Развитие эволюционно идеи в биологии.

140. Теории мутаций и индуцированный мутагенез.

141. Проблема расшифровки генетического кода.

142. История и перспективы генной инженерии.

143. Фагоцитарная концепция И. Мечникова.

144. Симбиогенез и современная целлюлярная теория,

145. Учение о рефлексах И.П. Павлова.

146. Разработка макро- и мегатаксономии.

147. Учение о биосфере В.И. Вернадского.

148. Идеи глобальной экологии и охраны окружающей среды.

149. Теория естественного отбора Ч. Дарвина.

150. Тенденции развития СТЭ.

151. Концепция молекулярной эволюции и проблема абиогенеза.

152. Проблема эволюционного истолкования антропогенеза.

153. Идеи глобального прогнозирования.

154. Взаимосвязь философии и естествознания. Соотношение философского, общенаучного и частного знания.

155. Современное естествознание: особенности и закономерности развития.

156. Формы, методы и уровни научного познания.

157. Научный факт: понятие и проблема.

158. Теория: сущность, структура, функции.

159. Проблема идеального объекта и языка теории.

160. Гипотеза и ее роль в познании.

161. Методологические вопросы языка науки.

162. Наука в контексте современной культуры.

163. Сущность и специфика естественнонаучного, технического и гуманитарного знания.

164. Общество, человек, наука и техника как объект специального и социального познания.

165. Предпосылочное знание: структура и основные формы.

166. Идеалы, нормы исследования, идеологические, мировоззренческие, философские, общеметодологические принципы.

167. Научная картина мира, ее формы и функции.

168. Научная картина мира – этапы ее развития.

169. Функции научного закона.

170. Проблема логики объяснений.

171. Базис, структура и виды объяснений.

172. Понимание, стандарты понимания и познание.

173. Метод и методология: Классификация методов научного познания.

174. Методы эмпирического исследования.

175. Методология теоретического уровня.

176. Методы и подходы теоретического уровня исследования.

177. Научная проблема как форма представления научного знания.

178. Научная теория: сущность, определение, функции.

179. Научно-исследовательская программа: структура, определение и функционирование.

180. Проблеморешающий подход (Л.Лаудан).

181. Проблема рациональной реконструкции научного познания: возможности и границы.

182. Развитие техники и проблемы взаимодействия фундаментальных и прикладных исследований.

183. Концепция как способ понимания и реализации принципа развития техники и технологии.

184. Проблемы объективности, реалистичности, идеологичности, утопичности и антиутопичности в научно-техническом творчестве.

185. Техническая, естественно-научная и социальная рациональность.

186. Проблема использования идеальных объектов в познании и прогнозировании развития техники.

187. Техническая, естественно-научная и социальная целесообразностьв контексте технико-технологического развития.

188. Проблема целесообразности и направленности развитии техники в культурно-историческом и социально-философском
контексте.

189. Проблемы реконструкции социальной реальности (философский анализ общества).

190. Этические проблемы публикации результатов исследова­
ний.

191. Внутренняя и внешняя этика науки.

192. Античная наука: социально-исторические условия и осо

193. бенности.

194. Гипотеза как форма развития научного знания.

195. Дедукция как метод науки и его функции.

196. Диахронное и синхронное разнообразие науки.

197. Идеализация как основной способ конструирования теоретических объектов.

198. Индукция как метод научного познания. Индукция и вероятность.

199. Интерналистская и экстерналистская модели развития научного знания. Их основания и возможности.

200. Концептуальный каркас мертоновской социологии науки.

201. Свобода научных исследований и социальная ответственность ученого.

202. Императивы научного этоса.

203. Логико-математический, естественно-научный и гумани­тарный типы научной рациональности.

204. Метатеоретический уровень научного знания и его струк­тура.

205. Методы метатеоретического познания.

206. Методы теоретического познания.

207. Методы философского анализа науки.

208. Методы эмпирического познания.

209. Механизм и формы взаимосвязи конкретно-научного и
философского знания.

210. Миф, преднаука, наука.

211. Моделирование как метод научного познания. Метод математической гипотезы.

212. Наука и культура: механизм взаимовлияния.

213. Наука и общество: формы взаимодействия.

214. Научная деятельность и ее структура.

215. Научная рациональность, ее основные характеристики.

216. Научная теория и ее структура.

217. Научное объяснение, его общая структура и виды.

218. Научные законы и их классификация.

219. Неклассическая наука и ее особенности.

220. Объектная и социокультурная обусловленность научного
познания и его динамики.

221. Основные концепции взаимоотношения науки и филосо­фии.

222. Основные модели научного познания: индуктивизм, гипо-
тетико-дедуктивизм, трансцендентализм, конструктивизм.
Их критический анализ.

223. Основные тенденции формирования науки будущего.

224. Основные уровни научного знания.

225. Основные философские парадигмы в исследовании науки.

226. Основные характеристики научной профессии.

227. Особенности древневосточной преднауки.

228. Особенности науки как социального института.

229. Постмодернистская философия науки.

230. Постнеклассическая наука.

231. Постпозитивистские модели развития научного познания
(К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, М. Полани, Ст. Тулмин,
П. Фейерабенд).

232. Проблема преемственности в развитии научных теорий.

233. Кумулятивизм и парадигмализм.

234. Проблема соотношения эмпирического и теоретического

235. уровней знания. Критика редукционистских концепций.

236. Социально-исторические предпосылки и специфические

237. черты средневековой науки.

238. Социально-исторические условия возникновения новоевропейской науки.

239. Сущностные черты классической науки.

240. Сущность и структура теоретического уровня знания.

241. Сущность и структура эмпирического уровня знания.

242. Философские основания науки и их виды.

243. Эксперимент, его виды и функции в научном познании.

244. Этические проблемы взаимодействия ученого со средства

245. ми массовой информации.

246. Формализация как метод теоретического познания. Его возможности и границы.

247. Научные принципы и их роль в научном познании.

248. Понятие научного объекта. Типы научных объектов.

249. Подтверждение и фальсификация как средства научного познания, их возможности и границы.

250. Научное доказательство и его виды.

251. Интерпретация как метод научного познания. Ее функции и виды.

252. Системный метод познания в науке. Требования системного метода.

253. Научная практика, ее виды и функции в научном познании.

254. Основания научной теории.

255. Философские основания науки, их виды и функции.

256. Идеология науки и ее исторические типы.

257. Продуктивное воображение и когнитивное творчество в науке.

258. Инженерное проектирование, его сущность и функции.

259. Технико-технологическое знание и его особенности.

260. Философско-социальные проблемы развития техники.

261. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие позиции оценки роли науки в развитии общества.

262. Неявное и личностное знание в структуре научного познания.

263. Научный консенсус, его роль и функции в процессе научного познания.

264. Понятие научной революции. Виды научных революций.

265. Научная истина. Ее виды и способы обоснования.

266. Когнитивное творчество, его сущность, механизм и основания.

267. Субъект научного познания, его социальная природа, виды и функции.

268. Понятие социокультурного фона науки, его функции в
развитии науки.

269. Проблема выбора научной гипотезы, основания и меха­низм предпочтения.

270. Школы в науке, их роль в организации и динамике научно­го знания.

271. Научные коммуникации, их виды и роль в функционирова­нии и развитии науки.

272. Контекст открытия и контекст обоснования в развитии
научного знания.

273. Социальная и когнитивная ответственность ученого.

274. Научные коллективы как субъекты науки, их виды и спо­собы организации деятельности.

275. Продуктивность и эффективность научной деятельности,
способы их измерения и оптимизации.

276. Экспертная деятельность в науке и ее функции. Внутрен­няя и внешняя научная экспертиза.

277. Наука и ценности.

278. Когнитивные ценности и их природа.

279. Инновационная деятельность и ее структура.

280. Роль и функции науки в инновационной экономике.

281. Инновационная система современного общества и ее
структура.

282. Наука как основа инновационной системы современного
общества.

283. Управление и самоуправление в научной сфере.

284. Неклассическая наука и ее особенности.

285. Понятие науки.

286. Виды научного знания.

287. Критерии научности знания.

288. Идеалы и нормы научного исследования.

289. Естественно-научная и гуманитарная культура.

290. Позитивизм как философия и идеология науки. Критический анализ.

291. Современная научная картина мира.

292. Функции государства в управлении развитием науки.

293. Научная политика современных развитых стран.

294. Взаимоотношение науки и религии в современной культуре.

295. Социально-психологические основания научной деятель­ности.

296. Гуманитарные основания естествознания.

297. Понятие научного мировоззрения.

298. Понятие философской проблемы науки.

299. Философские проблемы науки и методы их исследования.

300. Философия науки: предмет, метод, функции.

301. Структура философии науки как области философского
знания.

302. Организационная структура современной науки.

303. Философско-психологические проблемы научной дея­тельности.

304. Философские проблемы управления научными коллекти­вами.

305. Классики естествознания и их вклад в философию науки.

306. Особенности гуманитарного знания.

307. Философские основания и проблемы социального позна­ния.

308. Философские основания и особенности математических и
логических исследований.

309. Предмет и структура методологии науки.

310. Современные проблемы теории научного познания.

311. Этические проблемы науки.

312. Наука — основа развития современного общества.

313. Герменевтика как методология.

314. Понятие науки и ее статус.

315. Возникновение науки и основные этапы ее развития.

316. Историческое развитие способов трансляции научных знаний.

317. Эволюция подходов к анализу науки.

318. Основные концепции современной философии науки.

319. Наука в культуре современной цивилизации.

320. Наука как особый вид мировоззрения.

321. Научные сообщества и их исторические типы.

322. Особенности научного познания. Ценность научной рациональности.

323. Уровни, формы и методы научного познания.

324. Основания науки.

325. Динамика науки как процесс порождения нового знания.

326. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизма аучной деятельности.

327. Научные традиции и научные революции.

328. Типы научной рациональности. Рациональность и истинность.

329. Особенности современного этапа развития науки.

330. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.

331. Расширение этоса науки. Этические проблемы науки конца XX - наала XXI в.

332. Наука и техника, их взаимосвязь.

333. Аристотель. «Метафизика».

334. Ф. Бэкон. «Новый органон».

335. Р. Декарт. «Рассуждение о методе». «Правила для руководства ума» (на выбор).

336. И. Кант. «Пролегомены».

337. Г.В.Ф. Гегель. «Энциклопедия философских наук» («Логика», «Философия природы» — на выбор).

338. В.И. Вернадский. «О научном мировоззрении». «Философски мысли натуралиста» (на выбор).

339. Философские идеи К..Э. Циолковского.

340. К. Поппер. «Логика научного исследования».

341. И. Лакатос. «История науки и ее рациональные реконструкции».

342. Т. Кун. «Структура научных революций».

Список тем утвержден на заседании кафедры Философии Ф4 от 29 мая 2008 г. Протокол №.

Заведующий кафедрой философии,

доктор философских наук, профессор А.П.Мозелов

ВОПРОСЫ

к экзамену по курсу "Философские проблемы естественных,

гуманитарных и технических наук" для направления подготовки магистров

1. Взаимосвязь философии и естествознания. Соотношение философского, общенаучного и частного знания.

2. Современное естествознание: особенности и закономерности развития.

3. Формы, методы и уровни научного познания.

4. Научный факт: понятие и проблема.

5. Теория: сущность, структура, функции.

6. Проблема идеального объекта и языка теории.

7. Гипотеза и ее роль в познании.

8. Методологические вопросы языка науки.

9. Наука в контексте современной культуры.

10. Сущность и специфика естественнонаучного, технического и гуманитарного знания.

11. Общество, человек, наука и техника как объект специального и социального познания.

12. Наука как вид духовного производства и как социальный институт.

13. Философские проблемы математики.

14. Физика в зеркале философской рефлексии.

15. Философские вопросы биологии.

16. Философские проблемы кибернетики.

17 Философский анализ проблем экологии.

18. Философские аспекты астрофизики и освоение космического пространства.

19. Естествознание как теоретическая основа техники.

20. Развитие техники и проблемы взаимодействия фундаментальных и прикладных исследований.

21. Социально-экономические и политические условия как факторы развития науки.

22. Социально-экономические и политические факторы детерминации развития техники.

23. Проблемы этики и эстетики в развитии технической сферы.

24. Дизайн как единство технического конструирования и искусства

25. Философия техники как направление развития современной философской мысли.

26. Основные направления и школы: сциентистское, техницистское, романтико-антитехницистское, культурологический
антропологизм, антропология техники.

27. Концепция как способ понимания и реализации принципа развития техники и технологии.

28 Проблемы объективности, реалистичности, идеологичности, утопичности и антиутопичности в научно-техническом творчестве.

2 9. Техническая, естественно-научная и социальная рациональность.

30. Проблема использования идеальных объектов в познании и прогнозировании развития техники.

31. Техническая, естественно-научная и социальная целесообразностьв контексте технико-технологического развития

32. Проблема целесообразности и направленности развитии техники в культурно-историческом и социально-философском
контексте.

33 Проблемы реконструкции социальной реальности (философский анализ общества).

34. Философские проблемы менеджмента.

35. Экономика в зеркале философской рефлексии.

36. Проблемы моделирования социальных процессов.

37. Идеальные объекты в концептуальной реконструкции общества.

38. Проблема экономической реальности и экономическою пространства.

39. Проблема субъекта в сфере экономической практики.
40 Философские проблемы собственности.

41. Проблемы моделей экономических систем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: