В2. Фармацыйны і цывілізацыйны падыходы да вывучэння гісторыі

Формац-й и цивилиз-й подходы к изуч-ю ист. История – наука о прошлом. Для изучения имеется 2 подхода: «ф» и «ц». На протяжении долгого периода в Сов Союзе господствовал «ф» подход. Согласно данной теории в развитии общ-ва можно выразить 5 соц-экон формаций: 1.первобытнообщинная 2.рабовладельческая 3.феодальная 4.капиталистическая 5.коммунистическая.

По данной теории законы развития общ-ва зависят от развития производительных сил и от классовой борьбы. На соврем. этапе ист. науки «ф» теория отвергается большинством ученых, т.к. она не смогла объяснить, чем движется само развитие производительных сил, а также 5 ее формаций не нашли подтверждения ни на одном из континентов. => выдвигается «ц» теория. Ее основы в том, что в качестве главного объекта исслед-я и описания истории выступает сам человек.

Она включает 3 основных принципа:1.объектом исследования явл. не соц-экон формации, не формы собственности, а человеческое общ-во. 2.человек исследуется во всех своих свойствах и проявлениях в жизни. 3.все сферы жизни, общ-ва (экономика, политика, право, культура, религия) явл. равнонеобходимыми звеньями исторического процесса.

«Ц» теория посвящена объяснению динамики и механизма развития общ-ва, отбором в ходе этого процесса ценностей, содержанием обществ-историч прогресса явл. постоянно возобновляющийся процесс роста и удовлетворения потребностей чел. Цивилизация-одно из ключевых понятий соврем. соц-гуманитарной науки. В обыденной жизни термин «цивилизация» употребляется эквивалентом слова «культура». Научное понимание «цивилизации» связано со спецификой предмета исследования, т.е. зависит от той области науки, кот раскрывает это понятие.

В историч науке выделяют неск классификаций 1) по типу хоз-й деят-сти: земледельческую и индустриальную. 2) В зависимости от контакта с др цивилизациями, выделяют открытые и закрытые. 3) В завис от 2-х главных противостояний в мировой истории выделяют восточную(Китай), западную(США), промежуточную(Росиия). 4) В завис от способа производства - первобытную, рабовладельческую (Греция, Рим), феодальную, буржуазную, социалистическую (СССР).

В наст время исследователи кладут в основу классификации цивилизации культуру. Выделяют традиционную и техногенную цивилизации. Для техногенной хар-ны след. черты: 1.особое представление о природе. природа-сфера приложения сил человека. 2.чел рассматривается как активное сущ-во, человек призван преобразовывать мир. 3.деят-сть чел. направлена на преобразование предмета, а не на самого себя. 4.акцент делается на развитие техники и технологии. Для традиционной характерно: 1.невмешательство в природу, т.е. человек-созерцатель 2.деят-ть человека направлена на самосовершенствование. 3.развитие техники и технологии направлено на развитие собственных нужд (автономию личности).

В3. Кам век на территории Беларуси. Делится: 1) палеолит (40-9 тыс лет до н.э.), мезолит (8-5 тыс лет до н.э.), неолит (4-3 тыс лет до н.э.). Насел в палеолите было немногочисленным. На каждой стоянке в среднем жило по 25 чел. Самые древние Бердыж Чеч р-на (23 тыс лет до н.э.) и Юравичы Калинкович р-на (26 тыс лет до н.э.). а этот период существовала ранне родовая община. Несколько общин объединялись в род. В род входили по материнской линии (матриархат). 16 тыс лет до н.э. – сильное похолодание, чел уходтит с тер Б. 10-8 тыс лет до н.э. – интенсивное заселение. Наиб. важными достижениями людей кам века было освоение огня, изобретение остроконечных рубящих, режущих и оказывалась свобод­ной от ледяного покрытия, занятиями людей были: собирательство корней, клубней (использовали палки-копалки, острые камни); загонная охота на мамонтов, северных оленей и др животных (каменные остроконечники, ножи, топоры, пики(копья); рыболовство (исп-сь удочки, костяные гарпуны, сети, крючки). Древний чел. научился также добывать мед диких пчел в дуп­лах деревьев. Позже он стал ухаживать за ними и со­бирать мед. Это занятие получило название бортничество (от слова «борть» — улей в дупле). Особенностью занятий людей каменного века было то, что человек брал от природы все в готовом виде. Такой вид хозяйства называют присваивающим. После отхода последнего ледника (приблиз 13— 11 тыс. лет до н. э.) произошло потепление. Территория Бел. постепенно покрылась реками и озерами, лесами, была за­селена более мелкими лесными зверями (мамонты и др крупные животные исчезли). Первобытные люди стали зани­маться индивидуальной охотой. В этом им помогала собака — первое прирученное человеком животное. Люди переходили к оседлой жизни.

Полное заселение тер Б человеком происходит в мезолите. Известно более 120 стоянок. Начел = 4500-6000 чел. В мезолите родовые общины начинают объединяться в роды.

Они изобрели лук и деревянные стрелы с ка­менными наконечниками, просверленные и шлифованные ка­менные топоры, каменную зернотерку, использовали при рыб­ной ловле выдолбленные из дерева челны (лодки). Начиная при­мерно с 5 тыс. лет до н. э. зарождаются гончарство и ткачество. Люди научились изготавливать остродонную глиняную посуду. Ткачество развивалось с учетом опыта плетения рыболовных сетей. Основным материалом для изготовления орудий труда стал кремень. Его добывали в шахтах — вертикальных колодцах глу­биной 3—5 м. Такие шахты были найдены в Беларуси около по­селка Красносельский Волковысского района. Первой известной общностью людей стало первобытное человеческое стадо (праобщина). Возможно, что кроманьонцы жили уже родовыми общи­нами, которые объединяли 50—70 кровных родичей во главе с избранным старейшиной. Многие историки считают, что род­ство первоначально велось по материнской линии, потому что женщина в тот период играла главную роль в жизни общины.

В4.Бронзовый век. Бронзовый век на территории Беларуси начался на гра­нице III и II тысячелетий до н. э. и продолжался приблизительно до начала 1 тысячелетия до н. э. В это время появляются изде­лия из меди й бронзы. Они привозились в основном с Кавказа. В Беларуси не было месторождений меди и олова, сплав кото­рых образует бронзу. Медные и бронзовые орудия труда были более совершенными в сравнении с каменными.Люди начали приручать диких животных, а потом перешли к их разведению. Таким образом, примерно 2,5— 1,8 тыс. лет до н. э. происходит переход от охоты к животноводству. Со­бирательство женщинами семян диких растений постепенно привело к земледелию — обработке земли с целью выращи­вания растений. Сначала земледелие было мотыжным (основ­ным орудием труда служила мотыга), а потом — подсечно-огневым, или лесным. Древние люди вырубали топорами лес, корчевали и жгли пни, пепел использовали в качестве удобре­ния, землю обрабатывали бороной-суковаткой. Для сбора уро­жая использовали серп. Муку получали на зернотерках. Для хранения зерна и других продуктов стала использоваться плос­кодонная глиняная посуда. Развивались прядение и ткачество. Переход от присвоения человеком даров природы к производ­ству продуктов имел огромное значение. В исторической на­уке это событие называется неолитической революцией (неолит — новый каменный век; каменный век разделяется ар­хеологами еще на палеолит — древний каменный век и мезо­лит — средний каменный век). Переход от охоты и собиратель­ства к животноводству и земледелию означал переход от при­сваивающего к производящему хозяйству.Животноводство и подсечно-огневое земледелие в бронзо­вом веке стали основными занятиями мужчины. Роль мужского труда постепенно возрастает. В результате этого на смену материнскому роду (матриархату) приходит отцовский род (пат­риархат).В бронзовом веке на территорию Беларуси постепенно на­чинают проникать индоевропейцы.Это многочисленные пле­мена животноводов-кочевников,которые жили первоначально в Малой Азии по соседству с народами Древнего Востока. Ин­доевропейцев иногда называют арийцами(арии — племена, что расселились на территории Ирана и достигли Индии). Индо­европейцы вели кочевой образ жизни. Считают, что они стали изобретателями колеса из сплошного куска дерева. Колесный транспорт дал возможность индоевропейцам расселиться на просторах Европы. В результате их смешения с местными пле­менами возникли три больших народа — германцы, славяне и балты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: