Хазарский каганат

Краткая история хазар с появления их в степях Прикаспия и Северного Кавказа до создания отдельного государства изложена выше. В VII веке хазары вместе с другими тюркскими племена­ми — болгарами, барсилами, беленджерами, савирами создали крупный союз племенных княжеств, превратившийся в середине того же столетия в государство — Хазарский каганат. К 80-м го­дам VII века власть каганата распространилась не только на се­верокавказские степи между Каспием и Азовом, но и на Причер­номорье, вплоть до Крыма.

В VII веке Хазария вступила в острое и длительное сопер­ничество с Византийской империей и Арабским халифатом. В 731 году хазары нанесли поражение арабам и проникли в Закав­казье. Кавказская Албания (нынешний Азербайджан) была вы­нуждена платить ясак хазарскому кагану. Однако арабы не сми­рились с этим. В последующих битвах они нанесли поражения войскам каганата. Нависла угроза над хазарской столицей на Кавказе Семендером и в целом над каганатом. Хазарский каган вынужден был принять ислам, чего требовали арабы.

В результате этих войн значительная часть населения Хаза­рин ушла на север — в низовья Волги и на Дон. Столица госу­дарства была перенесена в город Итиль, расположенный в устье Волги. Хазары, перейдя на оседлость, начали заниматься земле­делием и промысловым рыболовством. Они возделывали пшени­цу и рис, выращивали арбузы и виноград.

К концу VIII века хазарские каганы отказались от мусуль­манства. Возобновились войны с арабами за земли в Закавказье.

Хазарский каганат

в X веке (по Л. Н. Гумилеву)



Помогала каганату в этих войнах Византия, стремившаяся рас­пространить среди хазар христианство. Однако каган и его при­ближенные, желая сохранить самостоятельность государства, от­казались принять византийскую веру; они искали иную форму религии. В конце концов они остановились на иудаизме, кото­рый принесли в Хазарию евреи, изгнанные в начале VII века из Византии.

Однако иудаизм приняла лишь верхушка хазарского обще­ства; основная масса населения оставалась мусульманами и язычниками, было немало и христиан. Религиозная пестрота в каганате, веротерпимость хазар были общеизвестны и вызывали удивление. Сохранилось, например, сообщение о том, что право­судие в каганате вершили семь высших судей: по два представи­теля иудаизма, ислама, христианства и один язычник.

Хазария была крупным и сильным раннефеодальным госу­дарством Восточной Европы. Многие соседние народы и государ­ства признавали власть хазарского кагана над собой, платили ему дань. Каган по имени Иосиф в одном из своих писем среди этих народов называл восточных славян, волжских булгар, бур-тасов, суваров, черемисов и некоторых других.

Хазарский каганат вел товарообмен со многими странами, вывозил в них крупный и мелкий рогатый скот, меха, невольни­ков, славился продажей так называемого белужьего клея — его получали из плавательного пузыря осетровых рыб и применяли при осветлении виноградных вин. Из Руси и Волжской Булгарии привозили мед и воск, дорогие меха и кожи, с Востока — шел­ковые ткани, пряности.

Большое развитие в каганате получила городская культура. Итиль — один из крупнейших городов Восточной Европы — был столицей Хазарии в VIII—X веках.

Город состоял из двух частей. В западной жили каган и его при-

Сведения ближенные, располагались администрация и гарнизон. Каган жил в

каменном дворце. Остальные — в глинобитных домах или в юртах.

Восточная часть называлась Хазаран. Здесь жили ремесленники, торговцы и прочий городской люд. Большинство населения составляли му­сульмане. Поэтому здесь было много мечетей — соборная мечеть и 30 при­ходских мечетей, при них были открыты медресе. В городе имелись также христианские церкви, иудейские синагоги.

Главу государства называли хазар-хаканом. Его чтили как бога. Однако непосредственным управлением делами государства он не занимался. Это было возложено на хакан-бека. В иност­ранных источниках его называли маликом, то есть царем.

В государственном правлении существовала строгая иерар­хия, присущая восточным деспотиям. Хазар-хакан сидел на большом троне, на высоком месте, а хакан-бек — пониже, с его правой стороны. Каган показывался народу всего три раза в год. При его появлении все должны были пасть лицом к земле, при этом запрещалось взглянуть на него — он подобен солнцу! Из


этого правила даже во время сражения не делалось исключения: битва с обеих сторон прекращалась, а воины каганата падали лиЦ°м к земле. Хоронили кагана также торжественно и таин­ственно: над его могилой сооружали большой дворец, а тех, кто это делал, потом убивали.

Цитата

Из книги «Рисаля» («Записка») арабского путешественника начала X века Ахмеда ибн-Фадлана:
«Что же касается царя хазар, титул которого хакан, то... он не по­
казывается иначе, как [раз] в каждые четыре месяца, [появляясь] в
[почетном] отдалении. Его называют «большой хакан», а его заместителя на­
зывают хакан-бек... У царя хазар [есть] огромный город на реке Атыл
[Итиль]. Он состоит из двух сторон, — в одной из этих сторон [живут] му­
сульмане, а в другой стороне — царь и его приближенные... У мусульман в
этом городе [есть] главная мечеть, в которой они совершают молитву... при
ней— высокий минарет...»

Хазарский каганат прекратил существование в 60-х годах X века. Решающий удар был сделан в 965 году киевским князем Святославом.

Хазария распалась. В Нижнем Поволжье усилилось влияние Волжской Булгарии. Земли в Приазовье, на Северном Кавказе, на Дону заняли печенеги, создавшие здесь сильное объединение племенных княжеств.

Распаду Хазарского каганата способствовали, помимо похода Святослава, внутренние междоусобицы и нападения кочевых племен печенегов, торков и других.

Хазарский каганат оставил глубокий след в истории нашей страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: