Методические указания к изучению дисциплины
и выполнению контрольной работы
для студентов заочной формы обучения
Специальность030501 – Юриспруденция
Направление030500 – Юриспруденция
Санкт-Петербург
Допущено
редакционно-издательским советом СПбГИЭУ
в качестве методического издания
Составитель
канд. юрид. наук, доц. Л.Т.Волнянская
Подготовлено на кафедре
уголовного права и уголовного процесса
Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,
представленного составителем
© СПбГИЭУ, 2012
Содержание:
1. Общие положения………………………………………………...4
2. Методические указания к изучению дисциплины……………...7
3. Методические указания к выполнению контрольной работы...8
4. Требования к оформлению контрольной работы……………..10
5. Список литературы……………………………………………...14
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Содержание дисциплины (извлечение из рабочей программы дисциплины)………………………………...21
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Пример оформления титульного листа контрольной работы……………………………………………………30
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Перечень контрольных вопросов для проверки знаний по дисциплине………………………………………….31
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Вопросы для самостоятельной работы.......................................................................................................34
1. Общие положения
Учебный курс "Уголовно-исполнительного права" является важным элементом в системе юридических дисциплин в высших учебных заведениях России.
Эффективное исполнение уголовных наказаний является одним из важнейших условий успешной борьбы с преступностью. Обязанность исполнения уголовных наказаний возлагается законом на специальные государственные органы. Исполнение большинства видов наказаний связано с реализацией весьма специфических форм, средств и методов, которые применяют эти органы для выполнения стоящих перед ними целей и задач. Знание механизма функционирования российской уголовно-исполнительной системы, проблем исполнения и отбывания уголовных наказаний — обязательное условие подготовки юристов широкого профиля.
Большие изменения, произошедшие в уголовно-исполнительном законодательстве резко повышает значение лекций, семинарских занятий и, прежде всего, — самостоятельной работы студентов заочного обучения, ознакомления с новейшими публикациями, изменениями в уголовно-исполнительном законодательстве и другими источниками при написании ими контрольных работ, рефератов и подготовке к сдаче зачетов.
Упомянутые занятия способствуют более глубокому и прочному усвоению теоретических положений уголовно-исполнительного права; позволяют осуществлять контроль за тем, насколько добросовестно студенты относятся к изучению той или иной темы, своевременно реагировать на ошибки, допущенные ими в ходе самостоятельной подготовки и добиться их устранения.
|
|
Методические рекомендации разработаны в соответствии с программой курса "Уголовно-исполнительное право" и рассчитаны на то, чтобы помочь студенту в усвоении уголовно-исполнительного законодательства.
При самостоятельной работе студентам заочного обучения следует сконцентрировать внимание на уяснении принципов, системы и основных институтов уголовно-исполнительного права и сути сегодняшней пенитенциарной политики Российского государства. В некоторых случаях для лучшего понимания необходимо будет обратиться к ряду тем, положений и институтов уголовного, уголовно-процессуального, административного, трудового права, криминологии и других отраслей права.
После уяснения уголовно-исполнительного закона, общепризнанных норм и принципов международного права и других международно-правовых документов, касающихся прав и свобод человека, студент выполняет контрольную работу на одну из тем, указанных в перечне.
Выполненная контрольная работа направляется в установленные сроки на кафедру уголовного права и уголовного процесса Факультета права и экономической безопасности, где проверяется и оценивается. При положительной оценке контрольная работа возвращается студенту при его прибытии на экзаменационную сессию, а при отрицательной оценке возвращается студенту с просьбой выполнить новую контрольную работу.
1.1. Цель и задачи дисциплины
Целью изучения дисциплиныявляетсяусвоение студентами теоретических знаний, научных рекомендаций, умений и практических навыков и их использование при проведении мероприятий, связанных с исполнением уголовных наказаний.
Задачи обучения:
• формирование у студентов исходных теоретических знаний, общего системного представления об уголовно-исполнительном праве, его основных понятиях и категориях;
• овладение студентами знаниями, необходимыми для организации исполнения различных видов уголовно-исполнительных наказаний.
1.2. Место дисциплины в учебном процессе
Дисциплина «Уголовно-исполнительное право» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин (федеральный компонент). Она логично связана с дисциплинами «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Криминология», «Юридическая психология».
1.3. Требования к знаниям и умениям студента
Изучив курс уголовно-исполнительного права, выпускники должны:
• иметь представление:
- о системе уголовно-исполнительного права и его природе;
- о месте уголовно-исполнительного права в системе научного знания;
- о взаимосвязи уголовно-исполнительного права с другими науками;
• знать:
- основные виды наказаний и особенности их назначения и отбывания;
- органы, исполняющие уголовные наказания, их функции и полномочия;
- формы и методы организации воспитательно-профилактической работы с различными категориями осужденных;
- отбывания конкретных видов уголовного наказания в исправительных учреждениях;
- методы поощрения и взыскания, порядок их применения;
• уметь:
- определять особенности правового положения различных категорий осужденных;
- давать оценку особенностям содержания лиц, осужденных к лишению свободы, и отбывающих наказание в различных видах исправительных учреждений;
• иметь навыки:
- определения особенностей условий отбывания различных видов наказания;
- составления документов об изменении вида и условий отбывания наказания, об отсрочке и освобождении от отбывания наказания, о замене назначенного судом наказания более строгим или более мягким видом наказания.
|
|
2. Методические указания к изучению дисциплины
Уголовно-исполнительное право выделилось из уголовного права и является его логическим продолжением в части исполнения уголовных наказаний. Таким образом наиболее тесная связь уголовного и уголовно-исполнительного права прослеживается по линии наказания. Уголовное право определяет наказание, а уголовно-исполнительное право устанавливает порядок и условия его исполнения и отбывания. В учебных планах и программах изучение уголовно-исполнительного права начинается после изучения уголовного права.
Уголовно-исполнительное право как учебная дисциплина состоит из двух частей: Общей и Особенной. Общая часть содержит общие положения, принципы, основы правового положения осужденных, систему уголовно-исполнительных органов. В Особенной части содержатся нормы регулирующие порядок исполнения и отбывания конкретных уголовных наказаний.
Изучение дисциплины начинается с уяснения вопросов определенной темы, содержащейся в рабочей программе курса. Уяснить тему и ее вопросы это значит глубоко понять сущность ее основные внутренние связи, стороны, признаки, социальную и правовую природу данного правового уголовно-исполнительного явления. Это в свою очередь предполагает понять необходимость существования уголовно-исполнительного права, его социальную и правовую обусловленность, трансформацию. При изучении дисциплины необходимо строго соблюдать системность, последовательность изучения тем курса. Особое внимание следует обращать на наиболее сложные для понимания темы и вопросы программы.
Основой учебного материала являются Конституция Российской Федерации, Международные нормы в области обращения с осужденными, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации по состоянию на период изучения курса, Федеральные законы, Указы президента, Постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные акты содержание нормы о порядке исполнения наказаний, учебники, учебные и учебно-методические пособия в т.ч. комментарии к законодательству, альбомы схем и таблиц, курсы и конспекты лекций, практикумы.
|
|
3. Методические указания к выполнению
контрольной работы
Выполнение контрольной работы является одной из форм самостоятельного овладения студентами учебным материалом и способствует более глубокому усвоению материала учебной дисциплины.
Определившись в содержании контрольной работы, целесообразно составить ее план, который должен предусматривать:
1) Введение, в котором указывается роль и место изучаемого материала в системе дисциплины «Уголовно-исполнительное право»;
2) Разделы контрольной работы (главы, параграфы) и вопросы, которые в них необходимо раскрыть;
3) Заключение, в котором необходимо кратко обобщить суть изложенного материала и сделать вывод о его значимости в будущей юридической практике.
Затем следует приступить к подбору необходимой литературы для изучения. Подбор литературы целесообразно начать с просмотра соответствующего раздела рекомендованного в учебной программе дисциплины учебника, с тем, чтобы легче было разобраться в нормативно-правовых актах и специальной литературе, которые понадобятся для выполнения контрольной работы.
Затем необходимо приступить к подбору законодательных и иных правовых актов, имеющих отношение к рассматриваемой теме. Далее можно перейти к подбору специальной литературы по избранной теме: монографий, сборников статей, информационных бюллетеней, периодических изданий.
Таким образом, подготовительный этап завершается накоплением аналитического материала и составлением библиографии по данной теме.
После предварительного изучения подобранных для выполнения контрольной работы источников необходимо осуществить систематизацию материала в соответствии с планом-конспектом контрольной работы, произвести его анализ и обобщение.
3.1. Выбор варианта контрольной работы
Выбор варианта (темы) контрольной работы осуществляется по последней цифре номера зачётной книжки. Например: последняя цифра номера зачётной книжки 1. Номер темы работы – 1, 11, 21– на выбор. Цифра «0» соответствует темам – 10,20,30 – на выбор.
3.2 Варианты (темы) контрольной работы
1. Понятие уголовно-исполнительного права, предмет и система курса.
2. Система учреждений и органов, исполняющих наказания. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.
3. Правовое положение осужденных.
4. Правовой статус осужденных военнослужащих.
5. Законные интересы осужденных.
6. Правовой статус осужденных к наказаниям не связанным с лишением свободы.
7. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества.
8. Исполнение наказания в виде штрафа.
9. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
10. Исполнение наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
11. Военно-пенитенциарная система царской России.
12. Организация и правовое регулирование штрафных частей в годы великой отечественной войны.
13. Правовое регулирование исполнения, отбывания наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части.
14. Исполнение наказания в виде исправительных работ.
15. Исполнение дополнительных видов наказания.
16. Исполнение наказания в виде ограничения свободы.
17. Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста.
18. Исполнение наказания в виде лишения свободы.
19. Режим отбывания лишения свободы в исправительных колониях.
20. Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях.
21. Воспитательная работа в местах лишения свободы.
22. Материально-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание лиц, лишенных свободы.
23. Освобождение от отбывания наказания.
24. Особенности исполнения наказания в воспитательных колониях.
25. Возникновение и развитие тюремных систем запада.
26. Европейские пенитенциарные правила.
27. История международного сотрудничества государств в области исполнения наказаний и обращения с осужденными.
28. Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (токийские правила).
29. Международные организации социальной защиты.
30. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными.
4. Требования к оформлению контрольной работы
1. На титульном листе контрольной работы должно быть записано: Название учебного учреждения; название дисциплины; тема работы; Ф.И.О. студента (ки); номер группы; курс; номер зачётной книжки; дата сдачи работы (см. Приложение 2).
2. Содержание работы с указанием страниц.
3. Объём работы должен быть не менее 15-20 печатных листов. Интервал полтора, шрифт 14.
4. Ссылки на источник информации постраничные.
5. Основная часть работы должна быть разбита на отдельные части с указанием названий в соответствии с содержанием.
6. Список литературы должен содержать не менее 10 источников.
7. Работа должна быть сдана для проверки до начала сессии, в течение которой сдаётся зачет по предмету.
8. Студенты, не имеющие положительного результата по работе, до зачета не допускаются.
9. Контрольная работа выполняется на стандартном листе бумаги формата А 4 (210 ´ 297) мм на одной стороне. Поля: левое - 25 мм, правое - 25 мм, верхнее - 25 мм, нижнее - 25 мм. Страницы нумеруются внизу посредине, отступая сверху 10 мм, арабскими цифрами; первая страница (титульный лист) не нумеруется, но считается.
4.1. Оформление заголовков
Заголовок располагается по центру рабочей строки и пишется прописными буквами. Переносы в заголовках не допускаются. В конце заголовков знаки препинания (кроме восклицательного и вопросительного) не ставятся. Нельзя писать заголовок в конце страницы, если на ней не умещаются 2 - 3 строки идущего за заголовком текста.
4.2. Знаки препинания
Знаки препинания ставятся непосредственно после последней буквы слова. После них, кроме многоточия, делается пробел. Слова, заключенные в скобки, не отделяются от скобок промежутком. Знак "тире" всегда отделяется с двух сторон пробелами. Каждый абзац печатается с красной строки: от левого поля отступают пять знаков, с шестого начинают печатать.
4.3. Оформление ссылок и примечаний
Ссылка - это выдержка, изложение, вывод из источника или указание на источник. Ссылки используют при цитировании, при заимствовании цифрового материала, таблиц, при указании на источник, где изложен анализируемый вопрос, при анализе и обобщении различных точек зрения и пр. Для связи ссылки с текстом служат знаки сносок. Их ставят в тексте у того места, где нужно сослаться на какой-либо источник. Знаками сносок служат квадратные скобки, в которых указывается порядковый номер источника в списке литературы и через запятую страница. Например, "приведенные данные взяты из [13, с.9]", или: "В работах многих авторов [2, с.5; 3, с. 89; и др.] собственные оборотные средства определяются как...", или "По мнению И.М. Сыроежкина [6, с.5]..." и т.д.
4.4. Оформление списка используемой литературы
Описание источников, включенных в список, выполняется в соответствии с существующими библиографическими нормами. Основные правила такого оформления определены специальным Государственным стандартом ГОСТ 7.1-2003 "Библиографическое описание документа. Общие требования и правила описания". Оформление списка используемой литературы рекомендуется выполнять по принципу алфавитного именного указателя (в общем алфавитном списке авторов и заглавий). Нумерация всей использованной литературы сплошная от первого до последнего источника.
Общий порядок описания источника может быть представлен следующей схемой:
- фамилия и инициалы автора; если книга или статья написана двумя или тремя авторами, то приводятся фамилии и инициалы всех авторов (в том же порядке, что и на титульном листе, через запятую); если авторов более трех и их фамилии указаны на титульном листе, то приводятся фамилии трех авторов, а далее указывается "и др."; если книга написана коллективом авторов, чьи фамилии не указаны на титульном листе, то их фамилии не указываются;
- основное заглавие, подзаголовочные данные, дополнительные сведения, относящиеся к заглавию;
- сведения об издании, напр.: 2-е изд., доп.;
- место издания, издательство или издающая организация, дата издания (в отечественных изданиях приняты сокращения: Москва — М., Санкт-Петербург — СПб., Ленинград —Л.; в иностранных изданиях сокращаются: London - L., Paris - P., New York - N.Y.; остальные города приводятся полностью);
- объем.
Указание объема книги является обязательным. Следует помнить о том, что в списке указываются конкретные названия произведений, статей, названия законов, выступлений на конференциях и т.п. Если используемый материал был опубликован таким образом, что он является частью какого-либо издания (например, используется статья, опубликованная наряду с другими статьями в одном журнале), то после специального знака (//) приводится библиографическое описание данного издания. При описании статьи из периодического издания (журнала, газеты) место издания не указывается, а издательство опускается. В ряде случаев принято сокращение названия журналов. Для российских журналов, например: ЭКО, МЭМО, РЭЖ, Вопр. экономики, Ж. для акционеров. Для англоязычных журналов, например: Journal – J., для немецких Zeitchrift – Z.
Описание литературы на иностранных языках выполняется по тем же правилам.
4.5. Примеры библиографического описания источников
Работа коллектива авторов:
1. Павлухин А.Н., Давыдова И.А., Эриашвили Н.Д. Судебный контроль за исполнением уголовных наказаний: монография / М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008.
Переводная литература:
2. Арене А., Лоббек Дж. Аудит: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1995. - 560 с.
Книги с редактором:
3. Смирнов Л.Б Проблемы правового регулирования исполнения уголовных наказаний и совершенствование деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы. Монография /Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России. 2003.
Описание статьи из сборника:
4. Иванов Н.Н., Голованов Н.М. Перспективы развития систем коллективной безопасности // Защита и безопасность: Состояние и перспективы. Сборник научных трудов / Под ред. В.Н. Субботина и В.И. Твердова. СПб.: Изд-во СПГИЭУ, 2000. С. 38-40.
Описание статьи из журнала:
5. Новиков В.Взаимодействие УИН и РОВД в работе с осужденными без изоляции от общества. //Ведомости уголовно-исполнительной системы-2001.-№3-с.33-35
Книга 4 и более авторов (при указании авторов на обложке):
6. Голованов Н.М., Мась Л.В., Александрова К.И. и др. Правовое и информационно-аналитическое обеспечение предпринимательской деятельности. Пенза: Агава, 1999. - 173 с.
Список литературы составляется в такой последовательности:
1. Законодательство и нормативные акты.
2. Учебная литература
3. Журнальные статьи
5. Список литературы
Основная литература
1. Бланков А.С. Уголовно-исполнительное право / А.С. Бланков, В.М. Фокин.-СПб.: Питер, 2009.-224 с.
2. Смирнов Л. Б. Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций для специальности 030501 Юриспруденция. Файл Ug-IspPr_lek.rar/Кафедра уголовного права и уголовного процесса СПб:СПбГИЭУ,2009.-359 КБ.
Дополнительная литература
1. Антонян Ю. М. Насилие среди осужденных. Учебное пособие. М., 1994.
2. Жильцев С. В. Смертная казнь в России. Тольятти, 1995.
3. Михлин А. С. Общая характеристика осужденных. М., 1991.
4. Петров С. М. Государственное управление уголовно-исполнительной системой и пути ее реформирования. М.: Домодедово, 1995.
5. Познышев С. В. Очерки тюрьмоведения. М., 1915.
6. Пономарев П. Г. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и национальные варианты их реализации. Рязань, 1994.
7. Ткачевский Ю. М. Соотношение уголовного и уголовно-исполнительного законодательства // Вестник МГУ. 1998. № 2.
8. Толкотенко А. А. Становление и развитие системы исполнения уголовных наказаний в России (военно-пенитенциарные аспекты). М., 1997.
9. Уткин В. А. Европейские тюремные правила и проблемы их реализации. Томск, 1996.
10. Бланков А.С. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации. Учебник М.: Былина, 2003.
11. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца ХIХ - начала ХХI века: Учебник для вузов /Под.ред.А.И. Зубкова. - 2-е изд., перераб. и доп.. М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2002.
12. Уголовно-исполнительное право России. Учебник для вузов /Михлин А.С., Пономарев П.Г., Селиверстов В.И., Шмаров И.В..; Под.ред.В.И.Селиверстова.3-е изд..перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2003.
13. Фойницкий И. Я. Учение о наказаниях в связи с тюрьмоведением. СПб., 1989.
14. Денисов С.А., Игнатенко Д.И., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительная система России: история и современность: Учебное пособие / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2006.
15. Зубков А.И. Карательная политика России на рубеже тысячелетий: В связи с проектом Федерального закона «О внесении в некоторые законодательные акты России Российской Федерации, изменений и дополнений по вопросам уголовно-исполнительной системы. М.: PRI, 2000.
16. Михлин А.С. Высшая мера наказания: История, современность, будущее. – М.: Дело, 2000.
17. Павлухин А.Н., Давыдова И.А., Эриашвили Н.Д. Судебный контроль за исполнением уголовных наказаний: монография / М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008.
18. Права заключенных: сб. норматив. док – Москва: ГроссМедиа, 2006.
19. Рассказов Л.П., Упоров И.В. Лишение свободы в России: истоки, развитие, перспективы. – Краснодар: Краснодарский юридический институт МВД России, 1999.
20. Смирнов Л.Б Правовое регулирование прав осужденных в пенитенциарных учреждениях: (теоретико-правовой аспект): Монография / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России СПб., СПб.,2001.
21. Смирнов Л.Б Проблемы правового регулирования исполнения уголовных наказаний и совершенствование деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы. Монография /Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России. 2003.
22. Смирнов Л.Б. Пенитенциарные учреждения в политико-правовой системе России: (теоретический и историко-правовой аспекты): Монография / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России СПб., 2001.
23. Смирнов Л.Б. Права человека и пенитенциарные учреждения: теоретико-правовое исследование: Монография. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000.
24. Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительная система России: теоретические, правовые и организационные основы: Монография / Л.Б. Смирнов.СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007.
25. Ткачевский Ю.М. Прогрессивная система исполнения наказаний. М.: Издательский Дом «Городец», 2007.
26. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX - начала XXI века: Учебник для вузов / Под ред. А.И. Зубкова. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2005.
27. Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007.
28. Уголовно-исполнительное право. Общая часть: Учебник / Под общ. Ред. Ю.И. Калинина. – Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2001.
29. Уголовно-исполнительное право: Курс лекций / Отв. ред. докт. юрид. наук, профессор А.А. Толкаченко. Предисловие докт. юрид. наук, заслуженного юриста РФ Н.А. Петухова. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004.
30. Упоров И.В. Пенитенциарная политика России в XVIII – XX вв.: Историко-правовой анализ тенденций развития.- СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004.
31. Филимонов В.Д., Филимонова О.В. Правоотношения. Уголовные правоотношения. Уголовно-исполнительные правоотношения. – М.: «ЮрИнфоР-Пресс». 2007.