Уголовно-исполнительное право

Методические указания к изучению дисциплины

и выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

Специальность030501 – Юриспруденция

Направление030500 – Юриспруденция

Санкт-Петербург


Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

Составитель

канд. юрид. наук, доц. Л.Т.Волнянская

Подготовлено на кафедре

уголовного права и уголовного процесса

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителем

© СПбГИЭУ, 2012

Содержание:

1. Общие положения………………………………………………...4

2. Методические указания к изучению дисциплины……………...7

3. Методические указания к выполнению контрольной работы...8

4. Требования к оформлению контрольной работы……………..10

5. Список литературы……………………………………………...14

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Содержание дисциплины (извлечение из рабочей программы дисциплины)………………………………...21

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Пример оформления титульного листа контрольной работы……………………………………………………30

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Перечень контрольных вопросов для проверки знаний по дисциплине………………………………………….31

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Вопросы для самостоятельной работы.......................................................................................................34

1. Общие положения

Учебный курс "Уголовно-исполнительного права" является важным элементом в системе юридических дисциплин в высших учебных заведениях России.

Эффективное исполнение уголовных наказаний является одним из важнейших условий успешной борьбы с преступностью. Обязанность исполнения уголовных наказаний возлагается законом на специальные государственные органы. Исполнение большинства видов наказаний связано с реализацией весьма специфических форм, средств и методов, которые применяют эти органы для выполнения стоящих перед ними целей и задач. Знание механизма функционирования российской уголовно-исполнительной системы, проблем исполнения и отбывания уголовных наказаний — обязательное условие подготовки юристов широкого профиля.

Большие изменения, произошедшие в уголовно-исполнительном законодательстве резко повышает значение лекций, семинарских занятий и, прежде всего, — самостоятельной работы студентов заочного обучения, ознакомления с новейшими публикациями, изменениями в уголовно-исполнительном законодательстве и другими источниками при написании ими контрольных работ, рефератов и подготовке к сдаче зачетов.

Упомянутые занятия способствуют более глубокому и прочному усвоению теоретических положений уголовно-исполнительного права; позволяют осуществлять контроль за тем, насколько добросовестно студенты относятся к изучению той или иной темы, своевременно реагировать на ошибки, допущенные ими в ходе самостоятельной подготовки и добиться их устранения.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с программой курса "Уголовно-исполнительное право" и рассчитаны на то, чтобы помочь студенту в усвоении уголовно-исполнительного законодательства.

При самостоятельной работе студентам заочного обучения следует сконцентрировать внимание на уяснении принципов, системы и основных институтов уголовно-исполнительного права и сути сегодняшней пенитенциарной политики Российского государства. В некоторых случаях для лучшего понимания необходимо будет обратиться к ряду тем, положений и институтов уголовного, уголовно-процессуального, административного, трудового права, криминологии и других отраслей права.

После уяснения уголовно-исполнительного закона, общепризнанных норм и принципов международного права и других международно-правовых документов, касающихся прав и свобод человека, студент выполняет контрольную работу на одну из тем, указанных в перечне.

Выполненная контрольная работа направляется в установленные сроки на кафедру уголовного права и уголовного процесса Факультета права и экономической безопасности, где проверяется и оценивается. При положительной оценке контрольная работа возвращается студенту при его прибытии на экзаменационную сессию, а при отрицательной оценке возвращается студенту с просьбой выполнить новую контрольную работу.

1.1. Цель и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплиныявляетсяусвоение студентами теоретических знаний, научных рекомендаций, умений и практических навыков и их использование при проведении мероприятий, связанных с исполнением уголовных наказаний.

Задачи обучения:

формирование у студентов исходных теоретических знаний, общего системного представления об уголовно-исполнительном праве, его основных понятиях и категориях;

• овладение студентами знаниями, необходимыми для организации исполнения различных видов уголовно-исполнительных наказаний.

1.2. Место дисциплины в учебном процессе

Дисциплина «Уголовно-исполнительное право» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин (федеральный компонент). Она логично связана с дисциплинами «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Криминология», «Юридическая психология».

1.3. Требования к знаниям и умениям студента

Изучив курс уголовно-исполнительного права, выпускники должны:

• иметь представление:

- о системе уголовно-исполнительного права и его природе;

- о месте уголовно-исполнительного права в системе научного знания;

- о взаимосвязи уголовно-исполнительного права с другими науками;

• знать:

- основные виды наказаний и особенности их назначения и отбывания;

- органы, исполняющие уголовные наказания, их функции и полномочия;

- формы и методы организации воспитательно-профилактической работы с различными категориями осужденных;

- отбывания конкретных видов уголовного наказания в исправительных учреждениях;

- методы поощрения и взыскания, порядок их применения;

• уметь:

- определять особенности правового положения различных категорий осужденных;

- давать оценку особенностям содержания лиц, осужденных к лишению свободы, и отбывающих наказание в различных видах исправительных учреждений;

• иметь навыки:

- определения особенностей условий отбывания различных видов наказания;

- составления документов об изменении вида и условий отбывания наказания, об отсрочке и освобождении от отбывания наказания, о замене назначенного судом наказания более строгим или более мягким видом наказания.

2. Методические указания к изучению дисциплины

Уголовно-исполнительное право выделилось из уголовного права и является его логическим продолжением в части исполнения уголовных наказаний. Таким образом наиболее тесная связь уголовного и уголовно-исполнительного права прослеживается по линии наказания. Уголовное право определяет наказание, а уголовно-исполнительное право устанавливает порядок и условия его исполнения и отбывания. В учебных планах и программах изучение уголовно-исполнительного права начинается после изучения уголовного права.

Уголовно-исполнительное право как учебная дисциплина состоит из двух частей: Общей и Особенной. Общая часть содержит общие положения, принципы, основы правового положения осужденных, систему уголовно-исполнительных органов. В Особенной части содержатся нормы регулирующие порядок исполнения и отбывания конкретных уголовных наказаний.

Изучение дисциплины начинается с уяснения вопросов определенной темы, содержащейся в рабочей программе курса. Уяснить тему и ее вопросы это значит глубоко понять сущность ее основные внутренние связи, стороны, признаки, социальную и правовую природу данного правового уголовно-исполнительного явления. Это в свою очередь предполагает понять необходимость существования уголовно-исполнительного права, его социальную и правовую обусловленность, трансформацию. При изучении дисциплины необходимо строго соблюдать системность, последовательность изучения тем курса. Особое внимание следует обращать на наиболее сложные для понимания темы и вопросы программы.

Основой учебного материала являются Конституция Российской Федерации, Международные нормы в области обращения с осужденными, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации по состоянию на период изучения курса, Федеральные законы, Указы президента, Постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные акты содержание нормы о порядке исполнения наказаний, учебники, учебные и учебно-методические пособия в т.ч. комментарии к законодательству, альбомы схем и таблиц, курсы и конспекты лекций, практикумы.

3. Методические указания к выполнению

контрольной работы

Выполнение контрольной работы является одной из форм самостоятельного овладения студентами учебным материалом и способствует более глубокому усвоению материала учебной дисциплины.

Определившись в содержании контрольной работы, целесообразно составить ее план, который должен предусматривать:

1) Введение, в котором указывается роль и место изучаемого материала в системе дисциплины «Уголовно-исполнительное право»;

2) Разделы контрольной работы (главы, параграфы) и вопросы, которые в них необходимо раскрыть;

3) Заключение, в котором необходимо кратко обобщить суть изложенного материала и сделать вывод о его значимости в будущей юридической практике.

Затем следует приступить к подбору необходимой литературы для изучения. Подбор литературы целесообразно начать с просмотра соответствующего раздела рекомендованного в учебной программе дисциплины учебника, с тем, чтобы легче было разобраться в нормативно-правовых актах и специальной литературе, которые понадобятся для выполнения контрольной работы.

Затем необходимо приступить к подбору законодательных и иных правовых актов, имеющих отношение к рассматриваемой теме. Далее можно перейти к подбору специальной литературы по избранной теме: монографий, сборников статей, информационных бюллетеней, периодических изданий.

Таким образом, подготовительный этап завершается накоплением аналитического материала и составлением библиографии по данной теме.

После предварительного изучения подобранных для выполнения контрольной работы источников необходимо осуществить систематизацию материала в соответствии с планом-конспектом контрольной работы, произвести его анализ и обобщение.

3.1. Выбор варианта контрольной работы

Выбор варианта (темы) контрольной работы осуществляется по последней цифре номера зачётной книжки. Например: последняя цифра номера зачётной книжки 1. Номер темы работы – 1, 11, 21– на выбор. Цифра «0» соответствует темам – 10,20,30 – на выбор.

3.2 Варианты (темы) контрольной работы

1. Понятие уголовно-исполнительного права, предмет и система курса.

2. Система учреждений и органов, исполняющих наказания. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

3. Правовое положение осужденных.

4. Правовой статус осужденных военнослужащих.

5. Законные интересы осужденных.

6. Правовой статус осужденных к наказаниям не связанным с лишением свободы.

7. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества.

8. Исполнение наказания в виде штрафа.

9. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

10. Исполнение наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

11. Военно-пенитенциарная система царской России.

12. Организация и правовое регулирование штрафных частей в годы великой отечественной войны.

13. Правовое регулирование исполнения, отбывания наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части.

14. Исполнение наказания в виде исправительных работ.

15. Исполнение дополнительных видов наказания.

16. Исполнение наказания в виде ограничения свободы.

17. Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста.

18. Исполнение наказания в виде лишения свободы.

19. Режим отбывания лишения свободы в исправительных колониях.

20. Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях.

21. Воспитательная работа в местах лишения свободы.

22. Материально-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание лиц, лишенных свободы.

23. Освобождение от отбывания наказания.

24. Особенности исполнения наказания в воспитательных колониях.

25. Возникновение и развитие тюремных систем запада.

26. Европейские пенитенциарные правила.

27. История международного сотрудничества государств в области исполнения наказаний и обращения с осужденными.

28. Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (токийские правила).

29. Международные организации социальной защиты.

30. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными.

4. Требования к оформлению контрольной работы

1. На титульном листе контрольной работы должно быть записано: Название учебного учреждения; название дисциплины; тема работы; Ф.И.О. студента (ки); номер группы; курс; номер зачётной книжки; дата сдачи работы (см. Приложение 2).

2. Содержание работы с указанием страниц.

3. Объём работы должен быть не менее 15-20 печатных листов. Интервал полтора, шрифт 14.

4. Ссылки на источник информации постраничные.

5. Основная часть работы должна быть разбита на отдельные части с указанием названий в соответствии с содержанием.

6. Список литературы должен содержать не менее 10 источников.

7. Работа должна быть сдана для проверки до начала сессии, в течение которой сдаётся зачет по предмету.

8. Студенты, не имеющие положительного результата по работе, до зачета не допускаются.

9. Контрольная работа выполняется на стандартном листе бумаги формата А 4 (210 ´ 297) мм на одной стороне. Поля: левое - 25 мм, правое - 25 мм, верхнее - 25 мм, нижнее - 25 мм. Страницы нумеруются внизу посредине, отступая сверху 10 мм, арабскими цифрами; первая страница (титульный лист) не нумеруется, но считается.

4.1. Оформление заголовков

Заголовок располагается по центру рабочей строки и пишется прописными буквами. Переносы в заголовках не допускаются. В конце заголовков знаки препинания (кроме восклицательного и вопросительного) не ставятся. Нельзя писать заголовок в конце страницы, если на ней не умещаются 2 - 3 строки идущего за заголовком текста.

4.2. Знаки препинания

Знаки препинания ставятся непосредственно после последней буквы слова. После них, кроме многоточия, делается пробел. Слова, заключенные в скобки, не отделяются от скобок промежутком. Знак "тире" всегда отделяется с двух сторон пробелами. Каждый абзац печатается с красной строки: от левого поля отступают пять знаков, с шестого начинают печатать.

4.3. Оформление ссылок и примечаний

Ссылка - это выдержка, изложение, вывод из источника или указание на источник. Ссылки используют при цитировании, при заимствовании цифрового материала, таблиц, при указании на источник, где изложен анализируемый вопрос, при анализе и обобщении различных точек зрения и пр. Для связи ссылки с текстом служат знаки сносок. Их ставят в тексте у того места, где нужно сослаться на какой-либо источник. Знаками сносок служат квадратные скобки, в которых указывается порядковый номер источника в списке литературы и через запятую страница. Например, "приведенные данные взяты из [13, с.9]", или: "В работах многих авторов [2, с.5; 3, с. 89; и др.] собственные оборотные средства определяются как...", или "По мнению И.М. Сыроежкина [6, с.5]..." и т.д.

4.4. Оформление списка используемой литературы

Описание источников, включенных в список, выполняется в соответствии с существующими библиографическими нормами. Основные правила такого оформления определены специальным Государственным стандартом ГОСТ 7.1-2003 "Библиографическое описание документа. Общие требования и правила описания". Оформление списка используемой литературы рекомендуется выполнять по принципу алфавитного именного указателя (в общем алфавитном списке авторов и заглавий). Нумерация всей использованной литературы сплошная от первого до последнего источника.

Общий порядок описания источника может быть представлен следующей схемой:

- фамилия и инициалы автора; если книга или статья написана двумя или тремя авторами, то приводятся фамилии и инициалы всех авторов (в том же порядке, что и на титульном листе, через запятую); если авторов более трех и их фамилии указаны на титульном листе, то приводятся фамилии трех авторов, а далее указывается "и др."; если книга написана коллективом авторов, чьи фамилии не указаны на титульном листе, то их фамилии не указываются;

- основное заглавие, подзаголовочные данные, дополнительные сведения, относящиеся к заглавию;

- сведения об издании, напр.: 2-е изд., доп.;

- место издания, издательство или издающая организация, дата издания (в отечественных изданиях приняты сокращения: Москва — М., Санкт-Петербург — СПб., Ленинград —Л.; в иностранных изданиях сокращаются: London - L., Paris - P., New York - N.Y.; остальные города приводятся полностью);

- объем.

Указание объема книги является обязательным. Следует помнить о том, что в списке указываются конкретные названия произведений, статей, названия законов, выступлений на конференциях и т.п. Если используемый материал был опубликован таким образом, что он является частью какого-либо издания (например, используется статья, опубликованная наряду с другими статьями в одном журнале), то после специального знака (//) приводится библиографическое описание данного издания. При описании статьи из периодического издания (журнала, газеты) место издания не указывается, а издательство опускается. В ряде случаев принято сокращение названия журналов. Для российских журналов, например: ЭКО, МЭМО, РЭЖ, Вопр. экономики, Ж. для акционеров. Для англоязычных журналов, например: Journal – J., для немецких Zeitchrift – Z.

Описание литературы на иностранных языках выполняется по тем же правилам.

4.5. Примеры библиографического описания источников

Работа коллектива авторов:

1. Павлухин А.Н., Давыдова И.А., Эриашвили Н.Д. Судебный контроль за исполнением уголовных наказаний: монография / М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008.

Переводная литература:

2. Арене А., Лоббек Дж. Аудит: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1995. - 560 с.

Книги с редактором:

3. Смирнов Л.Б Проблемы правового регулирования исполнения уголовных наказаний и совершенствование деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы. Монография /Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России. 2003.

Описание статьи из сборника:

4. Иванов Н.Н., Голованов Н.М. Перспективы развития систем коллективной безопасности // Защита и безопасность: Состояние и перспективы. Сборник научных трудов / Под ред. В.Н. Субботина и В.И. Твердова. СПб.: Изд-во СПГИЭУ, 2000. С. 38-40.

Описание статьи из журнала:

5. Новиков В.Взаимодействие УИН и РОВД в работе с осужденными без изоляции от общества. //Ведомости уголовно-исполнительной системы-2001.-№3-с.33-35

Книга 4 и более авторов (при указании авторов на обложке):

6. Голованов Н.М., Мась Л.В., Александрова К.И. ­и др. Правовое и информационно-аналитическое обеспечение предпринимательской деятельности. Пенза: Агава, 1999. - 173 с.

Список литературы составляется в такой последовательности:

1. Законодательство и нормативные акты.

2. Учебная литература

3. Журнальные статьи

5. Список литературы

Основная литература

1. Бланков А.С. Уголовно-исполнительное право / А.С. Бланков, В.М. Фокин.-СПб.: Питер, 2009.-224 с.

2. Смирнов Л. Б. Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций для специальности 030501 Юриспруденция. Файл Ug-IspPr_lek.rar/Кафедра уголовного права и уголовного процесса СПб:СПбГИЭУ,2009.-359 КБ.

Дополнительная литература

1. Антонян Ю. М. Насилие среди осужденных. Учебное пособие. М., 1994.

2. Жильцев С. В. Смертная казнь в России. Тольятти, 1995.

3. Михлин А. С. Общая характеристика осужденных. М., 1991.

4. Петров С. М. Государственное управление уголовно-исполнительной системой и пути ее реформирования. М.: Домодедово, 1995.

5. Познышев С. В. Очерки тюрьмоведения. М., 1915.

6. Пономарев П. Г. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и национальные варианты их реализации. Рязань, 1994.

7. Ткачевский Ю. М. Соотношение уголовного и уголовно-исполнительного законодательства // Вестник МГУ. 1998. № 2.

8. Толкотенко А. А. Становление и развитие системы исполнения уголовных наказаний в России (военно-пенитенциарные аспекты). М., 1997.

9. Уткин В. А. Европейские тюремные правила и проблемы их реализации. Томск, 1996.

10. Бланков А.С. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации. Учебник М.: Былина, 2003.

11. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца ХIХ - начала ХХI века: Учебник для вузов /Под.ред.А.И. Зубкова. - 2-е изд., перераб. и доп.. М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2002.

12. Уголовно-исполнительное право России. Учебник для вузов /Михлин А.С., Пономарев П.Г., Селиверстов В.И., Шмаров И.В..; Под.ред.В.И.Селиверстова.3-е изд..перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2003.

13. Фойницкий И. Я. Учение о наказаниях в связи с тюрьмоведением. СПб., 1989.

14. Денисов С.А., Игнатенко Д.И., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительная система России: история и современность: Учебное пособие / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2006.

15. Зубков А.И. Карательная политика России на рубеже тысячелетий: В связи с проектом Федерального закона «О внесении в некоторые законодательные акты России Российской Федерации, изменений и дополнений по вопросам уголовно-исполнительной системы. М.: PRI, 2000.

16. Михлин А.С. Высшая мера наказания: История, современность, будущее. – М.: Дело, 2000.

17. Павлухин А.Н., Давыдова И.А., Эриашвили Н.Д. Судебный контроль за исполнением уголовных наказаний: монография / М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008.

18. Права заключенных: сб. норматив. док – Москва: ГроссМедиа, 2006.

19. Рассказов Л.П., Упоров И.В. Лишение свободы в России: истоки, развитие, перспективы. – Краснодар: Краснодарский юридический институт МВД России, 1999.

20. Смирнов Л.Б Правовое регулирование прав осужденных в пенитенциарных учреждениях: (теоретико-правовой аспект): Монография / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России СПб., СПб.,2001.

21. Смирнов Л.Б Проблемы правового регулирования исполнения уголовных наказаний и совершенствование деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы. Монография /Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России. 2003.

22. Смирнов Л.Б. Пенитенциарные учреждения в политико-правовой системе России: (теоретический и историко-правовой аспекты): Монография / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России СПб., 2001.

23. Смирнов Л.Б. Права человека и пенитенциарные учреждения: теоретико-правовое исследование: Монография. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000.

24. Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительная система России: теоретические, правовые и организационные основы: Монография / Л.Б. Смирнов.СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007.

25. Ткачевский Ю.М. Прогрессивная система исполнения наказаний. М.: Издательский Дом «Городец», 2007.

26. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX - начала XXI века: Учебник для вузов / Под ред. А.И. Зубкова. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2005.

27. Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007.

28. Уголовно-исполнительное право. Общая часть: Учебник / Под общ. Ред. Ю.И. Калинина. – Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2001.

29. Уголовно-исполнительное право: Курс лекций / Отв. ред. докт. юрид. наук, профессор А.А. Толкаченко. Предисловие докт. юрид. наук, заслуженного юриста РФ Н.А. Петухова. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004.

30. Упоров И.В. Пенитенциарная политика России в XVIII – XX вв.: Историко-правовой анализ тенденций развития.- СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004.

31. Филимонов В.Д., Филимонова О.В. Правоотношения. Уголовные правоотношения. Уголовно-исполнительные правоотношения. – М.: «ЮрИнфоР-Пресс». 2007.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: