Туризм с деловыми и профессиональными целями

В индустрии гостеприимства отдельных стран наблюдается устойчивая ориентация на одну из двух главных категорий туристов - отдыхающих или деловых путешественников. На Бермуды, например, или на Гавайские острова 80% туристов приезжают с целью отдыха и развлечений. В Великобритании отдыхающие составляют лишь 43% иностранных посетителей. В то же время, в Великобритании к концу 90-х годов более четверти въездного потока составляли посетители с деловыми и профессиональными целями.

Исследования туристского рынка свидетельствуют о том, что отдыхающие туристы посвящают свой досуг осмотру достопримечательностей и развлечениям, они как правило посещают разные страны и не привязаны к одному месту. Расходы отдыхающих туристов более умеренные по сравнению с деловыми туристами. Туристы, приезжающие с деловыми целями, проводят основное время в заседаниях или деловых встречах, имеют жесткую программу и деловой график встреч и мероприятий. Они часто посещают один и тот же город, с которым связаны их деловые интересы, останавливаются в дорогих гостиницах, пользуются заказным транспортом, специально оборудованными помещениями для деловых встреч, для них организуются торжественные мероприятия и приемы.

В целом деловые туристы отличаются более высоким уровнем расходов по сравнению с отдыхающими туристами. Это обстоятельство привлекает профессиональных организаторов туризма. Многие страны и города стремятся создать условия для приема деловых путешественников. С этой целью в США, например, строятся конгресс-центры, и прилегающие к ним городские территории преобразуются в парковые зоны, чтобы создать максимальные удобства для деловых гостей.

Одним из наиболее распространенных видов делового туризма является конгрессный туризм (Conference Travel). В русской версии его принято называть научным туризмом. Целью конгрессного туризма является проведение научно-практических семинаров, конференций, съездов. Тематика конференций включает самый широкий спектр современных проблем естествознания, философии, теологии, медицины, истории, экономики и других областей знания. Нередко конференции, посвященные определенной теме, проходят из года в год в одно и то же время и в одном и том же месте.

Иногда деловой туризм несет в себе элементы рекреационного или познавательного туризма, особенно, если с участниками конгрессов приезжают их жены, для них готовится экскурсионная программа. В свободное от заседаний время и сами участники имеют возможность съездить на экскурсию или воспользоваться рекреационными благами. Вот уже 32 года в швейцарский горнолыжный курорт Давос съезжаются высокие гости (члены правительства, крупнейшие ученые, бизнесмены, журналисты) на Всемирный экономический форум. Участники Давосского форума встречаются не только на заседаниях и пресс-конференциях, но и в непринужденной обстановке на горнолыжных склонах. Это помогает установить хорошие личные контакты, способствует укреплению взаимопонимания между бизнесменами, учеными и государственными деятелями.

К деловому туризму относится также и поощрительный туризм. Заказчиками поощрительного туризма являются крупные корпорации, оплачивающие групповые поездки для особо отличившихся своих сотрудников с целью стимулирования их труда.

Сумма доходов от делового туризма превосходит доходы от туризма с целью отдыха почти в два раза в расчете на одного туриста. Эти данные свидетельствуют о большой экономической выгоде для организаций, занимающихся обслуживанием деловых туристов.

В деловом туризме выделяются два крупных сегмента - это а)индивидуалы или группы, путешествующие с деловыми целями, и б)сотрудники различных корпораций и компаний, которым часто приходится ездить по делам фирмы. Последний представляет собой так называемый корпоративный туризм.

На мировом туристском рынке функционируют три крупнейшие транснациональные компании, специализирующиеся на корпоративном туризме - American Express (от возникновения которой в 1850 году и ведется история этого бизнеса), BTI и Carlson Wagonlit Travel. Их суммарный годовой оборот составляет около 3,7 млрд.долларов (2, стр.57).

В корпоративном туризме клиентами турфирмы являются юридические лица, либо доверенные лица компаний, имеющие именные корпоративные карточки. Как правило, они представляют собой солидные корпорации, имеющие деловые интересы во многих точках нашей планеты, что влечет за собой необходимость совершать деловые поездки на регулярной основе. Турфирмы, специализирующиеся на обслуживании корпоративных клиентов, стремятся завоевать их доверие и предоставить максимально удобные условия и приоритетное обслуживание, которое обычно оговаривается в двустороннем контракте. У корпоративных клиентов особые требования к скорости и качеству предоставления услуг. В конкурентной борьбе за корпоративного клиента побеждают наиболее технологичные, высококвалифицированные и осведомленные турфирмы, способные быстро и гибко реагировать на малейшие нюансы в изменении вкусов и предпочтений своих требовательных клиентов.

Следует отметить, что корпоративный туризм в Россию стал развиваться особенно активно с началом перестройки российской экономики. В это время западный бизнес направил в нашу страну немало своих представителей с целью выяснения реальных условий ведения бизнеса в России и установления деловых контактов. Это подхлестнуло интерес западных туристических компаний к быстрому освоению рынка российского въездного туризма. Однако здесь с ними стали конкурировать и наши российские турфирмы, более осведомленные в отечественном турбизнесе. Среди них можно назвать такие компании, как «Нико-Тур», «Тримор» и другие.

Одной из наиболее распространенных услуг, за которыми обращаются корпоративные клиенты в турагентства, являются авиабилеты. Причем более охотно этой услугой пользуются иностранные компании и их представительства в России, которые умеют ценить время своих сотрудников. Специализированное турагентство способно выполнить эту работу более профессионально - подобрать оптимальный маршрут и график следования, предложить аренду автомобиля или услуги встреч и проводов в аэропорту, посоветовать наиболее подходящий отель, а также забронировать место в отеле. Стоимость услуги турагентств обычно не превышает ту цену, которую клиент заплатил бы авиакомпании или иному поставщику, обратись он к ним напрямую. Авиакомпании охотно предоставляют комиссионное вознаграждение турагентствам в пределах продажной цены билета.

Повышенные требования корпоративных клиентов к скорости и качеству передачи информации предъявляют особые требования к применению в работе фирмы современных компьютерных технологий. Все большее значение для поддержания конкурентоспособности турфирмы имеют глобальные компьютерные сети.

В настоящее время по всему миру в офисах турагенств и авиакомпаний, установлено около 600 тысяч терминалов глобальных систем бронирования ГСБ. Через них можно не только купить билет на самолет, но и заказать гостиницу, тур, билет в местную оперу и т.п.

Преимущество работы в ГСБ состоит не только в колоссальных возможностях получения подтверждения заказа туристских услуг, но и в том, что это происходит в режиме реального времени, что сводит к минимально короткому время исполнения заказа.

Из действующих на международном рынке Глобальных систем бронирования в России в настоящее время популярны Amadeus, Worldspan и Galileo. Подробнее эти вопросы освещены в главе 15.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: