Система управления туризмом

Туристські регіони, організації і підприємства. Туристський регіон. Туристські організації. Туристські підприємства.

Система управління туризмом. Економіка. Екологія і туризм. Соціальна сфера як зовнішнє середовище туризму. Вплив політики на розвиток туризму. Технології, що забезпечують розвиток туризму.

План

Лекція 1 система управління туризмом. 2 години

Тема 1. Особливості туризму як об'єкту управління

(для ДФН – 2 год., для 3ФН – 9 год.)

Самостійна робота «Світовий і український туристський ринок: стан і тенденції розвитку»

Види завдань – конспектування, підготовка до контрольної роботи з тем:

1. Сучасний стан світового туристського ринку.

2. Чинники, що впливають на розвиток індустрії туризму: політичні, економічні,

соціально-демографічні, культурні, науково-технічний прогрес.

3. Туристський ринок України: стан і проблеми.

Література: основна - 4, 5, 7, 14, 15; додаткова - 1, 5, 8.

Індивідуальна робота студентів за темою № 1 2 години.

Основною метою індивідуальної роботи з дисципліни «Менеджмент туризму» є забезпечення ефективності роботи студентів з літературою на основі раціональної організації її вивчення. Основною формою індивідуальної роботі студента являється написання реферату.

Реферат готується відповідно до тематики і за узгодженням з викладачем. Об'єм рефератів – не більше 15 стор.

Тема 1. Особливості туризму як об'єкту управління (ДФН – 2 год., ЗФН – 6 год.)

Форма звітності – реферати:

Сучасний стан світового туристського ринку.

Чинники, що впливають на розвиток індустрії туризму: політичні, економічні

соціально-демографічні, культурні, науково-технічний прогрес

Тема 2 Система і структура управління туризмом (для ДФН 4 год. ЗФН- 2 год.)

На основе системной теории попытаемся разложить комплексную общую систему туризма на составляющие ее подсистемы. Когда говорят системная теория, то возникает вопрос: что же вообще представляет собой система? Например, куча песка не является системой. Песок можно перемешать, добавить горсть или забрать, но куча все равно останется. В системе это невозможно, так как при каких-либо изменениях поменяются связи между ее частями, а, следовательно, и ее целостный характер.

Чтобы дать определение понятию система, можно сказать, что система — это упорядоченная совокупность элементов, между которыми существует или может быть создана тесная взаимосвязь.

Применительно к системе туризма можно сказать, что это совокупность и единство отношений и явлений, происходящих в туристской отрасли. Таким образом, система туризма представлена системой отношений, в которой туристские предприятия, организации и регионы взаимодействуют с внешней средой. Схематически взаимозависимости и воздействия в системе туризма представлены на рис. 2.1.

В основе системы туризма лежат две субсистемы: субъект туризма и объект туризма. Под субъектом туризма понимается участник туристского мероприятия, или турист, который ищет возможности удовлетворения своих потребностей путем получения специфических туристских услуг. Названые услуги предоставляются объектом туризма. Под объектом туризма понимается все то, что может стать для субъекта туризма (туриста) целью путешествия. Это может быть туристский регион широкой специализации со всеми его туристскими структурами.

Рис. 2.1. Система управления туризмом

Система туризма существует в общественном окружении. Окружающий систему туризма мир представлен экономикой, экологией, технологиями, политикой и социальной системой. Перечисленные системы общественного окружения оказывают сильное воздействие на туризм, хотя они и не являются единственными. Зависимость туризма от внешней среды — одна из самых значительных его характеристик и особенностей. Как между субсистемами субъект-туризма и объект-туризма, так и между внешними системами и системой туризма существуют определенные взаимосвязи.

Поскольку между системой туризма и внешним миром, в котором существует туризм, существуют определенные взаимосвязи, то можно утверждать, что туризм — это открытая система, которой можно и нужко управлять, используя методы и принципы современного менеджмента.

Таким образом, туризм как открытая система находится во взаимосвязи с внешним миром, представленным такими общественными системами, как экономика, экология, социальная среда, политика и технологии. Система туризма разделяется на две субсистемы: субъект управления туризмом и объект управления туризмом.

Рассматривая влияние на туризм внешней среды, следует иметь в виду, что оно не везде одинаково. Для менеджмента важно выявить наиболее существенные факторы внешнего воздействия и выработать эффективные способы реагирования на них. Рассмотрим взаимозависимость системы туризма и внешней среды (общественного окружения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: