Кампанелла

1 гДервые три слова — Pon, Sin, Мог — взяты из соответ­ствующих итальянских слов (Pssanza, Sapienza, Amore) и обозначают Мощь, Мудрость и Любовь. По учению Кампанеллы, они составляют три высших определения всякого бытия. В жизни Города Солнца они соединяются в лице и деятельно­сти его верховного правителя — Метафизика. — 181.

2 В этих словах идеализация раннего христианства, свой­ственная как многим предшественникам Кампанеллы, так и ряду его продолжателей. В основе этой идеализации — черты потребительского коммунизма, с которыми мы встречаемся, например, в «Деяниях апостолов» (гл. 4) и некоторых других памятниках раннехристианской литературы. — 183.

3 Под аномалиями здесь разумеется отклонение планет от равномерного кругового движения. — 184.

* Примечание 7 к документам и публикациям Бруно со­ставлено В. С. Рожициным.

, 756


4 По статистике Международного библиографического ин­ститута, с 1436 по 1500 г. было напечатано 30742 названия, с 1500 по 1600 г. —285824 названия, а с 1600 по 1700 г.— 972 300 названий. — 186.

5 Под этим философом Кампанелла разумеет самого себя. — 187.

6 Антихрист в христианском вероучении — противник Мес­сии — Христа, которому придется выдержать борьбу с ним во время второго пришествия на землю, перед тем как будет окончательно установлено царство праведных людей. — 188.

7 Под Правоведом Кампанелла разумеет крупнейшего рим­ского юриста Ульпиана (ум. в 228 г. н. э.). Его сочинения по различным вопросам права были в VI в. включены византий-ско-римским императором Юстинианом в «Свод гражданского права». Приведенные Кампанеллой слова заимствованы из части этого свода, называющейся «Дигесты» (кн. I, гл. 1, 1).— 188.

БЭКОН

1 Не отвергая этих понятий, Бэкон глубоко критичен по отношению к тому содержанию, которое вкладывала в них схоластическая философия. — 194.

2 Этот пример заимствован Бэконом из сочинения Цице­рона «О природе богов». — 198.

3 Бэкон имеет в виду алхимиков. — 202.

4 Семью мудрецами (в действительности в различных источниках названо большее число) в античности называли древнейших греческих философов-моралистов. Фалес — один из них (притом он больше натурфилософ, чем моралист). — 206.

5 Антиподы (букв, «противоположностоящие»)—люди, жи­вущие на противоположной стороне земного шара. Это воззре­ние преследовалось христианской церковью как ересь. — 209.

6 Здесь (и в дальнейшем) переводчик перевел на русский язык латинское слово inductio (индукция), которое обычно на русский язык не переводится. — 211.

1 Северин, Петр (1540—1602) — датский врач и философ, один из учеников известного немецкого врача и философа Парацельса.— 212.

ДЕКАРТ

1 Этим греческим словом Декарт и его современники на­зывали традиционную аристотелевско-схоластическую логи­ку. — 235.

2 Т. е. схоластическая. — 236.

3 Здесь (как и в некоторых других местах своих сочине­ний) Декарт в целях ослабления враждебности к его фило­софским идеям со стороны приверженцев традиционной схо­ластической философии, обладавших еще огромным влиянием, стремится ослабить впечатление от их новизны. — 268.

4 Луллий (1235—1315) — известный средневековый теолог, схоластик и логик. Пытался построить своего рода логиче­скую машину, которая позволяла бы делать новые выводы без того, чтобы изучать тот или иной вопрос. — 286.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: