Часть I. ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ........................ 3
Глава 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ...... 3
1. Античная........................................................................................ 3
2. Психологическая мысль Нового времени..................................... 14
3. Зарождение психологии как науки.............................................. 22
4. Развитие экспериментальной и дифференциальной психологии 31
5. Основные психологические типы................................................. 36
6. Эволюция школ и направлений..................................................... 47
Глава 2. СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК......................................................................................... 58
1. Предмет психологии.................................................................... 58
2. Психология и естествознание..................................................... 61
3. Психология и научно-технический прогресс................................ 63
4. Психология и педагогика............................................................. 64
5. Место психология в системе наук............................................... 66
6. Структура современной психологии........................................... 67
7. Понятие об общей психологии.................................................... 71
Глава 3. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.................................................. 73
1. Субъективный метод.................................................................. 73
2. Объективный метод.................................................................... 75
3. Объективные методы исследования........................................... 76
4. Структурно-аналитический метод........................................... 80
5. Измерения в психологии............................................................... 84
6. Метод опроса.............................................................................. 88
7. Проективные методы................................................................. 93
8. Метод отраженной субъективности........................................ 94
9. Организация конкретного психологического исследования....... 95
Часть II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ 98
Глава 4. ОЩУЩЕНИЯ....................................................................... 98
1. Понятие об ощущении................................................................. 98
2. Общие закономерности ощущений........................................... 105
Глава 5. ВОСПРИЯТИЕ................................................................... 116
1. Характеристика восприятия и его особенностей.................. 116
2. Восприятие как действие......................................................... 124
3. Восприятие пространства....................................................... 126
4. Восприятие времени и движения.............................................. 135
ГЛАВА 6. ПАМЯТЬ.......................................................................... 140
1. Общее понятие о памяти.......................................................... 140
2. Виды памяти............................................................................. 147
3. Общая характеристика процессов памяти............................. 151
4. Запоминание............................................................................... 153
5. Воспроизведение......................................................................... 160
6. Забывание и сохранение............................................................. 163
7. Индивидуальные различия памяти............................................ 165
ГЛАВА 7. МЫШЛЕНИЕ................................................................... 168
1. Общая характеристика мышления.......................................... 168
2. Мышление и решение задач........................................................ 179
3. Виды мышления.......................................................................... 185
ГЛАВА 8. ВООБРАЖЕНИЕ............................................................. 190
1. Понятие о воображении, его основных видах и процессах..... 190
2. Физиологические основы процессов воображения................... 196
3. Роль фантазии в игре детей и творчестве взрослых.............. 200
ГЛАВА 9. ЧУВСТВА........................................................................ 205
1. Определение чувств и их физиологические основы................... 205
2. Формы переживания чувств..................................................... 209
3. Чувства и личность................................................................... 217
ЧАСТЬ III. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ 223
ГЛАВА 10. АКТИВНОСТЬ.............................................................. 223
1. Внутренняя организация активности человека....................... 223
2. Внешняя организация активности............................................ 229
3. Волевые действия....................................................................... 237
ГЛАВА 11 ОБЩЕНИЕ...................................................................... 241
1. Понятие об общении................................................................. 241
2. Общение как обмен информацией............................................. 243
3. Общение как межличностное взаимодействие........................ 251
4. Общение как понимание людьми друг друга............................. 259
ГЛАВА 12. ГРУППЫ........................................................................ 267
1. Группы и их классификация...................................................... 267
2. Высшая форма развития группы.............................................. 269
3. Дифференциация в группах разного уровня развития............. 276
4. Интеграция в группах разного уровня развития...................... 285
5. Ученические группы: психологические особенности работы педагога.................................................................................................................. 290
6. Структура взаимоотношений в современной семье................ 301
ГЛАВА 13 СОЗНАНИЕ.................................................................... 312
1. Развитие психики в филогенезе................................................. 312
2. Возникновение сознания............................................................. 315
3. Структура сознания и бессознательное в психике человека... 320
ГЛАВА 14 ЛИЧНОСТЬ..................................................................... 331
1. Понятие о личности в психологии............................................ 331
2. Структура личности................................................................. 335
3. Основные теории личности в зарубежной психологии............ 341
4. Направленность личности........................................................ 344
5. Самосознание личности............................................................. 349
6. Развитие личности.................................................................... 358
ЧАСТЬ IV. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА 371
ГЛАВА 15. ТЕМПЕРАМЕНТ........................................................... 371
1. Общее понятие о темпераменте.............................................. 371
2. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности...... 380
3. Темперамент и проблемы воспитания..................................... 385
ГЛАВА 16. ХАРАКТЕР.................................................................... 388
1. Понятие о характере................................................................ 388
2. Структура характера.............................................................. 389
3. Природа и проявления характера............................................. 394
ГЛАВА 17. СПОСОБНОСТИ........................................................... 403
1. Понятие о способностях........................................................... 403
2. Структура способностей......................................................... 408
3. Талант, его происхождение...................................................... 410
4. Природные предпосылки способностей и таланта................ 413
5. Формирование способностей.................................................... 418
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ..................................................................... 421
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА............................................... 423
Содержание................................................................................... 424
Учебное издание