Глава 1-я. «Рождение»

История Художественного театра Николаева

В 2015 году Николаевскому Академическому Художественному русскому драматическому театру, старейшему творческому коллективу Николаева, любимцу публики, исполняется 80 лет. Об основных событиях в жизни этого театра, о людях, служивших ему верой и правдой, узнаете из рубрики «История Художественного театра Николаева».

Глава 1-я. «Рождение».

Театральная жизнь Николаева конца XIX, начала XX века была поистине многоликой. Не смотря на то, что стационарного театра в городе не было (в отличие от соседних Одессы и Херсона), да и настоящее театральное здание, соответствующее всем требованиям, было построено только в 1881 году, среди многочисленных гастролёров николаевцы могли лицезреть таких, уже тогда знаменитых, артистов как Михаил Щепкин, Фёдор Шаляпин, Вера Комиссаржевская, Полина Стрепетова, Мария Заньковецкая, Гликерия Федотова, Марк Кропивницкий, Панас Саксаганский. Приобщиться к культурной деятельности города корабелов приезжали литературный критик Виссарион Белинский, режиссёр Всеволод Мейерхольд, парикмахер-гримёр Максимилиан Факторович (в будущем – всемирно известный бизнесмен Макс Фактор, основатель одноименной компании по изготовлению косметики) и многие другие.

После революции интерес к театральному делу заметно возрос: при губотделе народного образования была создана театральная комиссия, организованы самодеятельные коллективы на судостроительных заводах им.А.Марти, «Руссуд», «Наваль», появляются Театр революционной сатиры (Теревсат), Театр рабочей молодёжи (Терабмол), «Живая газета», «Синяя блуза», открыты ТЮЗ, украинский театр им.Т.Шевченко, обслуживающий жителей окрестных сёл. И всё бы хорошо, но местные критики отмечают низкое качество постановок, создаваемых исключительно для развлечения и ориентированных на непритязательного зрителя, актрисы жалуются на то, что вынуждены играть «в пошлых мелодрамах», что о высокой драматургии приходится только мечтать. Засилье гастролёров, далеко не всегда демонстрирующих хороший вкус и достойный художественный уровень, и дилетантов от самодеятельности требовало от руководства города решительных мер.

Так в 1934 году на свои пятые по счету гастроли в Николаев приехал передвижной театр «Шахтёрка Донбасса», давно полюбившийся рабочему николаевскому зрителю современным репертуаром, героем которого был не модный щеголь, не богатый фабрикант, не кокетка из «высшего света», а обыкновенный труженик, такой же, как те, кто покупал билеты и заполнял вечерами зрительный зал. Бесконечно гастролирующий театр, не имеющий пристанища и город, имеющий прекрасное театральное здание, гостеприимного, жаждущего настоящего искусства зрителя, нашли друг друга.

Коллектив Николаевского русского драматического театра, 1935 г.

3 января 1935 года постановлением городского совета был организован первый в Николаеве стационарный театр на базе популярной «Шахтёрки Донбасса». Впрочем, это официальная дата рождения. Театральный сезон уже в новом качестве был открыт гастролёрами ещё 1 декабря 1934 года спектаклем «Оптимистическая трагедия» Вс.Вишневского.

''Оптимистическая трагедия'' Вс.Вишневского, ''Оптимистическая трагедия'' Вс.Вишневского, Ведущие - Б.Молчанов, В.Кочетков, 1934 г. сцена из спектакля, 1934 г.

Сохранилась вырезка из газеты «Шлях індустріалізації» от 4 декабря 1934 года с рецензией на спектакль. В ней – восторг и восхищение постановкой, добрые слова благодарного зрителя об артистах, о театре в целом. «Оптимистическая трагедия» вимагала багато сил і енергії, настирливості і винахідництва, теплоти і ліричності режисера і акторського складу. Такий трудойомкий величний спектакль зажадав великої майстерності й досвіду режисера. Багато простоти і схвильованості, страсності і палкого більшовицького вогню вніс у виставу театр «Шахтёрка Донбасса», - писал неизвестный нам автор в статье «Вистава революційної бадьорості».

Вайсенблюм А.Г., директор театра Леонид Луккер, главный режиссёр театра (1935-1936 гг.) (1936-1938, 1940-1944 гг.)

Первым директором стационарного театра стал А. Вайсенблюм, художественным руководителем - режиссёр Евгений Венгре (довольно скоро эстафету перехватил режиссёр Леонид Луккер, позже - Леонид Южанский). В репертуаре первых лет в основном классика и советская драматургия: «Женитьба» Н.Гоголя, «Вишнёвый сад» А.Чехова, «Живой труп» Л.Толстого, «Платон Кречет» А.Корнейчука, «Любовь Яровая» К.Тренева, «Кремлёвские куранты» Н.Погодина, «Отелло» У.Шекспира, «Коварство и любовь» Ф.Шиллера, «Варвары» М.Горького.

''Беспокойная старость'' Л.Рахманова, ''Коварство и любовь'' Ф.Шиллера,

Профессор - Т.Ванюков, Леди Мильфорд - В.М.Чистякова,

Мария Львовна - М.Васильчикова, 1938 г. нар. арт. УССР и УзбССР, 1938 г.

На сцене театра блистали в ролях такие непревзойдённые мастера сценического искусства, как Александра Чудинова, Анна Юрова, Мария Любимова, Даниил Славин, Надежда Огонь-Догановская, Павел Иванов, Мария Васильчикова, Юрий Соколов, Тимофей Ванюков, Эммануил Долматов и многие другие. О самых выдающихся из них мы расскажем в следующих главах нашей рубрики.

В 1939 году после гибели лётчика Валерия Чкалова театру присвоили его имя. «Чкаловцами» называли коллектив до 1994 года, пока театру не вернули наименование «Художественный», приставленное когда-то ещё к «Шахтёрке Донбасса».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: