Нотация

«Письмо – есть способ связи между

творцом и обществом»

Р. Барт.

Одно из само собой разумеющихся положений о том, что композитор – это человек, создающий музыкальные тексты, превращающиеся затем в реально звучащую музыку, что музыка может быть сочинена и записана прежде, чем исполнена - в условиях раннехристианской культуры абсурдно. Для культур древности акт музицирования мыслится как вхождение в гармоническое единство с космосом. Музыкальный звук представлял собой строительную единицу космоса, за ним стояла целая цепочка явлений и значений. Существовавшие нотации (клинопись в Египте, буквенная – в Греции, геометрическая Боэция – употреблялась в теоретических трактатах) фиксировали (обобщённо и схематично) уже осуществившийся акт музицирования. Музыка ещё не стала opus’ом.

В эпоху раннего средневековья вплоть до конца IX века господствовала устная традиция передачи песнопений богослужебной практики. Причем, это отнюдь не свидетельствовало о недоразвитости культуры! Ибо устностьэто особое состояние культуры в определенный исторический период. Единичность и уникальность конкретного исполнения, которое в устной форме передачи было тождественно только себе и в то же время было общим для всей локальной традиции, оставались сакраментальной тайной «естественной музыки».

До определённого этапа в фиксации не было необходимости. Однако к концу первого тысячелетия ситуация стала меняться[79].

В целом, на протяжении истории западноевропейской музыки произошло несколько крупных реформ нотации. В IX веке, в каролингскую эпоху появилась невменная нотация; смена невменной нотации на линейную [80] связана с именем Гвидо из Ареццо; в русле третьей реформы Франко Кельнского произошла смена модальной нотации на мензуральную ( модусная ритмика была вытеснена квантитативной, дискретной, размеренной хроноартикуляционной ритмикой[81]). Внутри третьей произошла реформа Филиппа де Витри, который ввел более мелкие ритмические единицы времени, обосновал систему ритмических пролаций (perfectus – imperfectus; major - minor). Следующая реформа состоялась на рубеже 16-17 вв., обозначив переход к тактовой нотации, к новой ритмической системе. При всем многообразии современных способов нотации, которыми богат ХХ век, произошедшие изменения еще не осмысляются исследователями как реформа.

Первые памятники с нотированными богослужебными текстами появляются в IX веке, в каролингскую эпоху. Древнейший памятник дошедшего до нас невменного письма находится в Мюнхене – «Codex 9543», записанный между 817-834 гг.

Традиционно слово Neuma переводят с латинского как кивок, знак, ассоциируя значки, появившиеся над латинским текстом рукописей, с движениями руки кантора, управляющего хором. Однако есть и греческое, более раннее значение этого слова: pneuma – дыхание, дуновение, ветер. В этом смысле сам акт передачи тайны интонации понимается таким же ускользающим и неуловимым, как дыхание или дуновение духа, идущее от учителя к ученику. Графическое начертание невмы является всего лишь напоминанием о тайне этой передачи.

Различают два вида невм: простые и сложные. Простыми являются восемь невм, содержащие от одного до трех звуков; сложными – все остальные, содержащие более трех звуков.

Две невмы – punctum («точка») и virga («прут») обозначали один звук. Более низкий звук, чем предыдущий, фиксировался при помощи punctum, более высокий – virga. Две невмы означали двухзвучные фигуры: podatus («шаг») – для нотирования восходящего движения, clivis («сгиб») – для нисходящего. Четыре невмы соответствовали трехзвучным фигурам. Scandicus («подъем») дает восходящий рисунок, climacus («приставная лестница») – нисходящий. Невма torculus («изгиб») передает рисунок вверх-вниз, porrectus («усилие», «растяжение»») – вниз-вверх.

Сложные невмы образуются при помощи комбинации простых невм. Например, virga subtripunctis – к вирге присоединяются три пунктуса, или torculus praepunctis – фигура torculus перед punctum.

Невмы рисовались над текстом и регламентировали только направление движения. Существовали различные диалекты (региональные традиции) в написании невм.

Несовершенство невменной нотации было связано с отсутствием точной звуковысотной фиксации. Она давала представление только об относительной высоте песнопения. Поэтому последующее развитие нотации было связано с добавлением букв и линии.

Буквенная нотация в эпоху Средневековья применялась в основном в теоретических трактатах, и ее истоки относятся к трудам Боэция. У Боэция диатонический звукоряд обозначался последовательностью греческих либо латинских букв от А до Р. У Хукбальда, Одо уже используются только семь букв (прописные и строчные), то есть появляется идея буквенных повторений при перенесении того же звукоряда на октаву выше:

A B C D E F G H I K L M N O P - Боэций

A B C D E F G a b c d e f g a - Хукбальд, Одо и др.

У Гвидо Аретинского диатонический звукоряд в буквенной записи приобрел следующий вид:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: