Суждения (Thurstone, 1955)

Рис 9 13. Интеллектуальное развитие ребенка и подростка. Видно, что три различных интеллектуальных качества развиваются сходным образом и что к 8 годам развитие осуществлено уже наполовину, а к 12 годам -на три четверти

К сожалению, в низших слоях общества эти условия создаются гораздо реже, чем в привилегированных классах.

Существует, однако, еще один очень важный фактор, тесно свя­занный с влиянием внешней среды. Дело в том, что интеллектуальное развитие происходит главным образом в первые 20 лет жизни, причем в разном возрасте с различной скоростью. Этот факт обязательно должны учитывать педагоги.

Действительно, как по теории Пиаже, так и в соответствии с данны­ми, полученными Тёрстоуном (Thurstone, 1955) или Бейли (Bayley, 1970) (рис. 9.13), к шести годам интеллектуальное развитие осуществляется уже больше, чем на треть, к 8 годам наполовину и к 12 годам на три четверти 1. Таким образом, эти годы играют важнейшую роль и состав­ляют критический период, от которого зависит все будущее человека. То, как взрослый человек будет воспринимать и познавать мир, рас­суждать, выносить оценки или самовыражаться, в большой степени

1 Если вернуться к нашей аналогии с карточной игрой, то можно предста­вить себе, что из десяти карт три разыгрываются уже в 6 лет, пять -в 8 лет, семь -в 12 лет, и забрать свой ход обратно независимо от того, был ли он плох или хорош, мы уже не можем

470 Глава 9

определяется тем, как сформируются умственные структуры в детстве.

Мы уже видели, что собой представляет современная школа. Оста­ется лишь надеяться, что высказанные здесь соображения когда-нибудь будут восприняты людьми, отвечающими на разных уровнях за обра­зование, и что все будет сделано для повсеместного искоренения раз­личий в окружающей среде и каждый сможет максимально развить свои врожденные способности. Этого требует наше человеческое достоин­ство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: