Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции

Совершенная конкуренция, равно как и «чистая» монополия, — это научные абстракции, которых в реальной экономике не существует. Но такие абстракции позволяют полнее и точнее понять механизм действия этих видов конкуренции.

На основании исследований механизма конкуренции П. Самуэльсон, П. Хейне и другие установили: «чистая» монополия отличается от других видов несовершенной конкуренции следующими чертами: монополист — единственный продавец товара; монополист-продавец вступает в рыночные отношения только с покупателями его продукции (при этом механизм отношений монополиста со своим покупателем таков: монополист снижает цену — покупатель приобретает большее количество его товара).

Рыночные структуры отличаются друг от друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими фирмами продукции, возможности входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации, необходимой для принятия экономических решений.

Если хотя бы один из признаков совершенной конкуренции отсутствует, то такая рыночная структура называется несовершенной конкуренцией. Различают три основные вида несовершенной конкуренции:

1) чистая монополия, когда на рынке одна фирма является единственным продавцом товара или услуги и границы фирмы и отрасли совпадают;

2) олигополия, когда в отрасли существует небольшое число фирм;

3) монополистическая конкуренция, которая характеризуется наличием на рынке сравнительно большого числа фирм, производящих дифференцированную продукцию.

Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: