Производный спрос на факторы производства

Почему люди предъявляют спрос на готовый товар, например, на журнал или на пальто? Они предъявляют спрос потому, что рассчитывают получить удовлетворение от использования этого товара. Но если предприниматель предъявляет спрос на тот или иной фактор производства, то ради чего он это делает? Понятно, что не для немедленного удовлетворения своих потребностей, которое он рассчитывает получить от факторов производства. Указанные факторы нужны ему в связи с тем, что он предполагает использовать их в процессе производства и обеспечить себе с их помощью доход.

Удовлетворение личных потребностей, конечно, играет важную роль, но оно достигается не на данной стадии. Те потребности, которые потребители удовлетворяют, используя, например, пальто, помогают определить уровень цен, по которым текстильная фирма может продавать пальто, и количество товаров, которые ей удастся сбыть. Поэтому вы окажетесь правы, если станете настаивать на следующем тезисе: удовлетворение потребностей покупателя действительно в конечном счете определяет спрос фирмы на факторы производства. Величина спроса фирмы на рабочую силу через ряд опосредствующих звеньев определяется потребительским спросом на конечный продукт. Поэтому экономисты и считают спрос на факторы производства «производным спросом».

Определение производного спроса. Этим термином характеризуется следующий процесс: если фирма, рассчитывающая на получение прибыли, предъявляет спрос на какой-либо фактор производства, то это связано с тем, что с помощью данного фактора она получаст возможность производить товар, который находит спрос у потребителей в настоящее время или впоследствии найдет спрос. Спрос на данный фактор производства, таким образом, носит производный характер, проистекая в конечном счете из потребительского спроса.

Усилия, затрачиваемые для производства пальто, сами по себе не представляют никакого интереса для общества; мы платим людям за пошив лишь потому, что можем удовлетворить свои потребности с помощью готового продукта. Иногда производный спрос развертывается, проходя через многие стадии: шерсть нужна для того, чтобы из нее сшить пальто. Спрос на всех предшествовавших стадиях определялся конечным потребительским спросом на готовый продукт, с помощью которого удовлетворяются личные потребности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: