Национальные особенности организационного поведения

По существу, на сегодняшний день в мире можно выделить три подхода к построению экономической системы страны и рыночных отношений и, как следствие три типа организационного поведения.

Первый - это американский стиль управления и моральных ценностей, личность здесь является самоцелью развития общества, и система демократии строится на том основании, чтобы большая группа населения не могла не учитывать мнение меньшей группы, защищая мнение меньшинства и его возможность к самореализации и развитию. Также можно определить, что основная цель американского бизнеса - это прибыль. Основным положением можно считать высказывание Форда-старшего: "Что выгодно Форду - то выгодно и Америке". Правила поведения людей в бизнесе диктуются лозунгом, что каждый может утром проснуться богатым и знаменитым. При этом основополагающим является приоритет конкуренции, которая рассматривается как довольно агрессивный путь развития экономики.

Второй - европейская система, которая построена на протестантской этике, основанной на системе корпоративности. Система корпоративного управления - это система учета мнений крупных корпоративных групп с необходимостью достижения определенного консенсуса по основным направлениям развития бизнеса и страны. В этой системе большое значение имеет установленный порядок представительства тех или иных общественных группировок. Практически это означает, что бизнес должен договариваться с обществом и государством с целью обеспечить себе определенную общественную поддержку. Конкуренция в данном случае рассматривается как система гарантий равных возможностей.

Третий - идеология восточноазиатского так называемого конфуцианского капитализма, исходит из классического конфуцианства, и хотя в каждой из стран региона (Японии, Китае, Корее, Сингапуре) имеется собственный подход к конфуцианству, ценностные ориентиры населения в основе своей едины. Идея, где человек ценен лишь как часть коллектива, присуща деловой этике всех стран региона. Основатель теории так называемого конфуцианского капитализма Сибусаве Эйити (1840-1931) создал своего рода Библию японского предпринимательства на основе трактата Конфуция "Лунь Юй". "Истинная ценность Лунь Юя, - писал Сибусава, - может быть постигнута через использование его в бизнесе. Без сильного желания добиться получения прибыли невозможно повышение народного благосостояния. Не развив предпринимательства, мы никогда не достигнем национального процветания. С другой стороны, национальное процветание не продлится долго, если не будет базироваться на нравственных принципах добра и справедливости". Он ввел понятие истинной выгоды, которая должна включать в себя сочетание личной выгоды и общественной, где приоритет всегда остается за общественной.

Основатель компании "Самсунг" Ли Бенцзе, именуемый отцом финансов Кореи, утверждает: "Источник благосостояния - не власть, не деньги, а человек". Отсюда проистекает иное, нежели на Западе, представление о конкуренции. В Восточной Азии оно трансформировалось в понятие соперничества. Основатель фирмы Мацусима говорил: "Соперничество - это сосуществование, сопроцветание". "Заботясь о своей выгоде, заботятся о выгоде партнера". По мнению главы корпорации "Сони" Мориты Акиты, идея соперничества выражается: во-первых, в сильном поощрении соперничества; во-вторых, в том, что один из центров соперничества должен быть сосредоточен на отличном обслуживании, тогда соперничество развертывается во имя пользы потребителя; в-третьих, помимо этого, один из центров тяжести соперничества должен быть сосредоточен на производстве, которое "опирается на будущее", т.е. основывается на научно-техническом развитии. Восточноазиатские предприниматели выделяют два вида взаимосвязанных выгод - большую и малую. Большая выгода означает выгоду государства и нации; малая выгода - выгоду предприятия и его владельца. Первая из "семи заповедей духа" японской компании Коносукэ Мацусима звучит так: "Промышленное производство - служение Родине".

В тех или иных формах в каждой стране мира присутствует одна из трех основ моральной этики поведения финансовых и промышленных кругов.

Достаточно посмотреть таблицы, составленные в результате опроса значительного количества промышленников и предпринимателей в разных странах, чтобы обратить внимание на наличие трех довольно различных групп в зависимости от страны проживания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: