1. Понятие и виды инновационных стратегий.
2. Классификация фирм в зависимости от типа конкурентного инновационного поведения.
Лекция7
Виды инноваций и их классификация. Понятие и виды инновационных стратегий.
7.1 Виды инноваций и их классификация
Управление инновационной деятельностью может быть успешным при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования.
Прежде всего, необходимо различать:
– инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения, то есть цвет и т.п.);
– незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов;
– расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с цель удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.
|
|
Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого коллектив ученых под руководством С. Д. Ильенковой предлагает следующую классификацию инноваций:
1. В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации включают:
- применение новых материалов;
- новых полуфабрикатов и комплектующих;
- получение принципиально новых продуктов.
Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии) и могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).
2. По типу новизны для рынка инновации делятся на:
- новые для отрасли в мире;
- новые для отрасли в стране;
новые для данного предприятия (группы предприятий).
3. Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:
- Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
- Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
- Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
4. В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
- радикальные (базовые);
- улучшающие;
- модификационные (частные).
Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла.
5. Российскими учеными из научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации:
|
|
- технологические;
- производственные;
- экономические;
- торговые;
- социальные;
- в области управления.
Достаточно полную классификация инноваций предложил А. И. Пригожин:
1. По распространенности:
- единичные;
- диффузные.
Диффузия - это распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.
2. По месту в производственном цикле:
- сырьевые;
- обеспечивающие (связывающие);
- продуктовые.
3. По преемственности:
- замещающие;
- отменяющие;
- возвратные;
- открывающие;
- ретровведения.
4. По охвату:
- локальные;
- системные;
- стратегические.
5. По инновационному потенциалу и степени новизны:
- радикальные (внедрение открытий, изобретений, патентов);
- комбинаторные;
- совершенствующие.
Два последних направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.
Существует еще и другая классификация инноваций. Например, П. Н. Завлин предлагает классифицировать инновации по следующим признакам:
1. По области применения:
- управленческие;
- организационные;
- социальные;
- промышленные.
2. По этапам НТП:
- научные;
- технические;
- технологические;
- конструкторские;
- производственные;
- информационные.
3. По степени интенсивности:
- «бум»;
- равномерная;
- слабая;
- массовая.
4. По темпам осуществления:
- быстрые;
- замедленные;
- нарастающие;
- равномерные;
- скачкообразные.
5. По масштабам:
- трансконтинентальные;
- транснациональные;
- региональные;
- крупные, средние, мелкие.
6. По результативности:
- высокая;
- низкая;
- стабильная.
7. По эффективности:
- экономическая;
- социальная;
- экологическая;
- интегральная.
8. По цели создания:
- стратегические (упреждающие внедрение с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе);
- реактивные (ответная реакция на нововведения конкурентов для обеспечения выживаемости на рынке);
9. По степени радикальности:
- базисные (основаны на научном открытии или крупном изобретении и направлены на освоение принципиально новых продуктов и услуг, технологий новых поколений. Формируют новую отрасль);
- системные (базируются на объединении составных частей радикальных инноваций новыми способами);
- улучшающие (направлены на улучшение параметров производимых продуктов и используемых технологий);
- псевдоинновации (это внешнее изменение продукта или процесса, не приводящее к изменению их характеристик).
Основными критериями классификации инновации по Фатхутдинову должны быть следующие:
1) комплексность набора учитываемых классификационных признаков для анализа и кодирования;
2) возможность количественного (качественного) определения критерия;
3) научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации.