Цифры и факты

Большинство русских царей и императоров из династии Романовых прожили достаточно короткую жизнь. Больше 50 лет прожили только Петр I, Елизавета I Петровна, Николай I и Николай II, а больше 60 лет - Екатерина II и Александр II. До 70 лет не дожил никто.

Екатерина II прожила самую долгую жизнь и скончалась в возрасте 67 лет. При этом она по рождению не принадлежала к династии Романовых, а была немкой. Меньше всех прожил Петр II – он умер в 14 лет.

Прямая линия наследования престола у Романовых пресеклась еще в XVIII веке, все российские императоры, начиная с Петра III принадлежали к Гольштейн-Готторп-Романовской династии. Гольштейн-Готторпы были немецкой герцогской династией и в определенный момент истории породнились с Романовыми.

Дольше всех (34 года) страной правила Екатерина II 34 года. Меньше всех правил Петр III – 6 месяцев.

Иван VI (Иоанн Антонович) был младенцем на престоле. Он стал императором, когда ему было всего 2 месяца и 5 дней, вместо него правили его регенты.

Больше всего самозванцев выдавали себя за Петра III. После того, как он был свергнут, он умер при невыясненных обстоятельствах. Самым известным самозванцем считается Емельян Пугачев, который возглавил в 1773—1775 годах крестьянскую войну.

Из всех правителей больше всего либеральных реформ проводил Александр II, и в то же время на него было совершено больше всего покушений. После серии неудачных покушений террористам все-таки удалось убить царя – он погиб от взрыва бомбы, которую народовольцы бросили ему в ноги на набережной Екатерининского канала в Петербурге.

Расстрелянный большевиками последний император Николай II, а также его жена и дети были причислены Русской православной церковью к лику святых как страстотерпцы.

Соборное уложение 1649 годасвод законов Русского государства, памятник русского права XVII века, первый в русской истории нормативно-правовой акт, охвативший все действующие правовые нормы, включая и так называемые «новоуказные» статьи.

К принятию Уложения подтолкнул вспыхнувший в 1648 году в Москве Соляной бунт; одним из требований восставших был созыв Земского Собора и разработка нового уложения. Бунт постепенно затих, но в качестве одной из уступок восставшим царь пошел на созыв Земского собора, который продолжал свою работу вплоть до принятия в 1649 году Соборного Уложения.

Для выработки проекта Уложения была создана специальная комиссия во главе с князем Н. И. Одоевским. В неё вошли князь С. В. Прозоров, окольничий князь Ф. Ф. Волконский и два дьяка — Гаврила Леонтьев и Фёдор Грибоедов. Тогда же было решено начать практическую работу Земского собора 1 сентября.

Собор проходил в широком составе, с участием представителей посадских общин. Слушание проекта Уложения проходило на соборе в двух палатах: в одной были царь, Боярская дума и Освященный собор; в другой — выборные люди разных чинов.

Депутаты дворян и посадов оказали большое воздействие на принятие многих норм Уложения. 29 января 1649 года было закончено составление и редактирование Уложения. Внешне оно представляло собой свиток, состоящий из 959 узких бумажных столбцов. В конце шли подписи участников Земского собора (всего — 315), а по склейкам столбцов — подписи дьяков.

С этого подлинного свитка (для хранения которого более века спустя, при Екатерине II, был изготовлен серебряный ковчежец) была составлена копия в виде книги, с которой дважды в течение 1649 Уложение было напечатано по 1200 экземпляров в каждом тираже. Соборное Уложение 1649 явилось новым этапом в развитии отечественной юридической техники.

Соборное уложение действовало вплоть до 1832 года, когда в рамках работы по кодификации законов Российской империи, проводимой под руководством М. М. Сперанского, был разработан Свод Законов Российской империи.

В XVII в. в России по-прежнему преобладало барщинное хозяйство. Его основными признаками были:
> господство натурального хозяйства, слабо связанного с рынком;
> разделение феодальной земли на барскую запашку и крестьянские наделы, за пользование которыми крестьянин нес барщину и платил помещику оброк;
> крестьянин имел собственные, очень примитивные орудия труда, приемы обработки почвы совершенствовались медленно;
> крестьянин находился в крепостной, т. е. юридической, зависимости от помещика, был прикреплен к земле.

Во второй половине XVII в. начинается изменение форм ренты (феодальных повинностей), происходит постепенный переход от натурального оброка к денежному оброку и барщине. Служилые люди, помещики требовали еще у Михаила Романова отменить «урочные лета» и установить бессрочный сыск беглых крестьян. Вспомним, как происходил процесс закрепощения крестьян в Русском государстве с XV в.:

> по «Судебнику» Ивана III (1497) крестьяне могли переходить от одного феодала к другому за неделю до и неделю после 26 ноября (Юрьев день), при условии уплаты «пожилого»;
> по «Судебнику» Ивана Грозного (1550) крестьяне могли переходить только в один Юрьев день, размер «пожилого» увеличивался вдвое;
> в 1581 г. был объявлен первый «заповедный год», когда крестьянам запрещалось переходить к другому хозяину;
> 1592 г. — составление писцовых книг, куда заносились имена крестьян, горожан, владельцев домов;
> в 1597 г. были введены «урочные лета», по которым помещик имел право разыскивать и возвращать беглых крестьян в течение 5 лет;
> 1637 г. — 9-летний срок сыска;
> 1641 г. — 10-летний срок;
> 1646 г. — перепись всех крестьян.
В 1649 г. Земский собор принял новый свод законов — Соборное уложение. В 11-й главе уложения
> были отменены «урочные лета» и установлена потомственная зависимость крестьян от помещиков;
> имущество крестьянина признавалось собственностью помещика и могло быть продано за его долги; помещик сам наказывал крестьян (кроме государственных преступлений) — крестьянин становился юридически бесправным, его можно было продать, обменять и т. п.;
> укрывательство беглых крестьян наказывалось кнутом, тюрьмой, за убийство чужого крестьянина помещик должен был отдать своего лучшего крестьянина с семьей;
> дворяне могли передавать поместье по наследству при условии, что сыновья будут служить, как и отец.

Таким образом, в середине XVII в. происходит юридическое оформление крепостного права. Крестьяне были подразделены на две большие категории: крепостные и государственные (черносошные), зависимые от государства. В конце XVII в. 56% крестьян были крепостными, 21 — государственными, 16 — принадлежали церкви, 7% — царскому двору. В это же время постепенно стираются грани между вотчиной и поместьем, между дворянами и боярами. Дворянство усиливается политически и экономически.

Церковный раскол стал одним из основных для России событий 17 века. Этот процесс серьезно повлиял на последующее формирование мировоззрения русского народа. В качестве главной причины церковного раскола ученые называют политическую ситуацию, сформировавшуюся в 17 веке. А церковные разногласия относят к ряду причин второстепенных.

Царь Михаил, основатель династии Романовых и его сын Алексей занимались восстановлением хозяйства страны, которое подверглось разорению в период Смуты. Укреплялась государственная власть, появились первые мануфактуры, восстанавливалась внешняя торговля. В тот же период происходило законодательное оформление крепостного права.

Несмотря на то, что в начале Романовы проводили довольно осторожную политику, уже в планы Алексея, прозванного Тишайшим, входило объединение живущих на Балканах и территории Восточной Европы православных народов. Именно это привело патриарха и царя к достаточно непростой идеологической проблеме. По традиции в России крестились двумя перстами. А подавляющее большинство православных народов в соответствии с греческими нововведениями, тремя. Существовало только два возможных выхода: подчиниться канону или навязать собственные традиции остальным. Алексей и Патриарх Никон начали действовать по второму варианту. Единая идеология была необходима в силу идущей в тот период централизации власти и концепции «Третьего Рима». Все это стало предпосылкой к проведению реформы, которая расколола российское общество на очень долгий срок. Большое количество разночтений в церковных книгах, разные трактовки обрядов – все это требовалось привести к единообразию. Стоит отметить, что о необходимости исправления церковных книг говорили наряду с церковными и светские власти.

Теснейшим образом связано имя патриарха Никона и церковный раскол. Никон обладал не только умом, но и любовью к роскоши, власти. Он стал главой церкви только после личной просьбы русского царя Алексея Михайловича.

Церковная реформа 1652 года положила начало расколу в церкви. Все предложенные изменения были одобрены на церковном соборе 1654 года (например, троеперстие). Однако слишком резкий переход к новым обычаям привел к появлению немалого количества противников нововведений. Оппозиция сформировалась и при дворе. Переоценивший свое влияние на царя патриарх попал в опалу в 1658 году. Уход Никона был демонстративным.

Сохранив свои богатства и почести, Никон все же, был лишен всякой власти. В 1666 году на Соборе при участии патриархов Антиохийского и Александрийского с Никона сняли клобук. После этого бывший патриарх был сослан на Белое озеро, в Ферапонтов монастырь. Нужно сказать, что там Никон вел далеко не бедную жизнь. Низложение Никона стало важным этапом церковного раскола 17 века.

Тот же собор 1666 года одобрил еще раз все введенные изменения, объявив их делом церкви. Все не подчинившиеся объявлялись еретиками. В церковный раскол в России произошло еще одно значимое событие – Соловецкое восстание 1667 – 76 годов. Все восставшие в итоге были либо сосланы, либо казнены. В заключение следует отметить, что после Никона уже ни один патриарх не претендовал на высшую власть в стране.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: