С.Сисмонди не принял и теорию народонаселения Т.Мальтуса, вновь демонстрируя свое несогласие с классиками. Последние искали причину «всех страданий трудящегося населения» во взаимосвязи темпов роста средств существования и его численности, а надо было принять во внимание, пишет С.Сисмонди, не численность, а доход. И тогда было бы видно, утверждает С.Сисмонди, что этой причиной является «несоответствие между его (населением. — Я.Я.) количеством и его доходом», потому что «естественные границы населения» преступают не те, которые «хоть чем-нибудь владеют», а те, «у кого ничего нет»21.
Автор «Новых начал...» фактически возвращается к домальтусовской концепции народонаселения, высказывая следующие близкие ей положения22:
многочисленность населения представляет преимущество общества, если каждый человек уверен, что он своим трудом может обеспечить «себе сносную жизнь»;
материальное (имущественное) положение людей регулирует количество браков и рождаемости;
необеспеченность рабочего доходом от своего труда ведет к росту преждевременных браков и рождаемости;
|
|
восстановление цехов и уставов цеховых организаций обеспечит каждому рабочему «собственность на продукты его труда» и возможность рассчитывать на доход и надежду на создание семьи;
«способность к труду» рабочего не является его гарантированным источником дохода.
Конечный вывод С.Сисмонди сводится к тому, что, поскольку «наименьший доход... благоприятствует его (населения. — Я.Я.) непомерному росту», необходимо изменить ту самую «социальную организацию», которая порождает «перемежающийся спрос» и, «создав рабочих, обрекает их потом на страдание и смерть»23.