Этика науки (современный аспект)

Ключевые понятия и термины: наука и нравственность, глобальный аспект науки, гуманизация науки, нравственные измерения науки.

Наука, как и всякий культурный феномен, регламентируется нормами этики (а также правовыми – авторское, патентное право, иногда и уголовным кодексом). Традиция, сложившаяся со времен научной классики, определяла науку как «морально нейтральную» деятельность. Еще в первой трети ХХ в. Н. Бор считал позволительным в ответ на замечания относительно глобальной опасности ядерных исследований для человечества утверждения типа: «Но какое это будет гениальное подтверждение моей теории!». По мере развития науки, выяснения ее возможностей и влияния на социальные процессы этико-нормативное регулирование научных изысканий и их результатов стало осознаваться как необходимость. Одним из первых, кто предпринял попытку создания этических норм науки, был основоположник социологии науки Р. Мертон. По его убеждению, наука как деятельность должна следовать четырем главным императивам.

Универсализм – результаты творчества любого ученого должны оцениваться вне зависимости от его возраста, пола, авторитета, места проживания и т.д., объективно и непредвзято исходя из равных требований.

Коллективизм – каждый исследователь обязан помнить, что успех его личных изысканий, как бы высоко они не оценивались, в конце концов, является результатом совокупного труда множества ученых – его предшественников, на которых он опирался, авторов смежных разработок и проч.

Бескорыстие – означает, что в ряду различных мотиваций, которыми может руководствоваться исследователь, личная материальная заинтересованность не должна иметь места. Главный стимул научного творчества – бескорыстная нацеленность на получение новых истин.

Организованный скептицизм – любой ученый обязан критически (разумеется, при наличии достаточных оснований) относиться и к результатам труда своих коллег, и к своим собственным.

Американский ученый Б. Барбер пополнил приведенный перечень еще двумя положениями: рационализм (высшим критерием в любом аспекте научной деятельности должен быть разум, логическая доказательность) и эмоциональная нейтральность (исключение личных пристрастий симпатий и антипатий при решении научных проблем).

Требуется подчеркнуть, данный набор императивов имеет чисто проективный характер, выражающий некое идеальное «должно быть» (это учитывал и сам Мертон). Ученики Мертона, проведя наблюдения за реальной практикой представителей научного мира, пришли к выводу, что в реальности исследователи вынуждены руководствоваться совсем иными ценностными мотивами, маневрируя между различными крайностями типа: как можно быстрее предавать известности собственные достижения, но при этом не допускать спешки, детально проверять и обосновывать результаты и выводы; защищать новые идеи и подходы, но не оказываться в плену у «интеллектуальной моды» и проч. Наиболее обескураживающий вывод был сделан по поводу структуры науки, которая вовсе не образует какую-то целостную внутренне сплоченную систему, но представляет собой – на социальном уровне - сложный комплекс множества лабораторий, кафедр, академий и сообществ, чьи интересы не только гармонично не совпадают, но и часто находятся в жестком взаимном противоречии. Означает ли это девальвацию содержаний этических императивов? Отнюдь нет, поскольку предназначение любого идеала и состоит в его проективно-конструктивном воздействии на продвижение от достигаемого к желаемому.

Современный этап развития науки далеко расширил спектр этических регулятивов науки, что обусловлено и повышением потенциала ее собственных возможностей, и изменением взаимоотношений в рамках координации науки и общества. Разумеется, традиционной остается исходная схема взаимодействия этих социальных феноменов: общество обеспечивает материальные и духовные условия развития науки, наука в ответ обеспечивает общество новыми формами знания, имеющими практический и экономический эффект. С другой стороны, современные научные новации, прежде всего в сфере коммуникационных технологических новаций и нанотехнологий, генной инженерии предопределяют нормативы повышенной морально-этической жесткости. К примеру, еще недавно существующий «технологический императив» (что для науки возможно, то непременно получит свою реализацию и, вероятно, техническое воплощение) на сегодняшний день утрачивает жизнеспособность, если он не выдерживает соответствий измерениям гуманизма и просто идет в разрез с требованиями культуры. Создаются общеевропейские и международные комитеты и организации, осуществляющие специальный контроль над использованием новых научных разработок и технологий (напр., Группа по этике в науке и новых технологиях, действующая при Европейской комиссии). Особая осторожность соблюдается в области биомедицинских исследований и генной инженерии (проблема: где искать предел естественно-человеческому и где начинается искусственно-техническое?); биомедицинские, психологические, антропологические изыскания подвергаются обязательной этической экспертизе. Масса проблем этического плана возникает в направлениях, связанных с компьютеризацией человеческой деятельности, из которых наиболее существенная – постепенное превращение индивида в некую «киберсистему» с утратой ряда адаптивно жизненных функций и радикальной трансформацией других.

Таким образом, ускоренный прогресс современной науки вызывает и ответную реакцию: неизбежно возрастающее регулятивное воздействие на нее со стороны социума.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: