На основе известных Вам критериев осуществите классификацию монополий

По условиям формирования монополизм разделяют на два типа: предпринимательский и институциональный.

Предпринимательский тип монополизма предприятий (фирм) формируется на основе роста концентрации капитала и производства. Институциональный тип монополизма связан с неравными условиями конкуренции, которые создает государство для разных хозяйствующих субъектов. Речь идет об установлении государством барьеров вхождения в отрасль для других субъектов, о неодинаковом режиме налогообложения, предоставлении субсидий, льготного доступа к производственным и финансовым ресурсам т. п. То есть государство создает неодинаковые правила "рыночной игры" для разных участников. Такой тип монополизма существовал еще на ранних этапах развития капитализма. Так, голландской и английской Ост-Индским компаниям в начале XVII в. государство предоставило исключительное (монопольное) право на торговлю с Индией. Данные компании существовали в форме акционерных обществ. Этот тип монополизма был преобладающим в советской экономике и его остаточные элементы продолжают играть отрицательную роль в условиях рыночной трансформации экономики.

По форме существования монополии разделяют на три вида:

• монополия отдельного предприятия;

• монополия как соглашение;

• монополия, основанная на дифференциации продукта.

Достичь монопольного положения первым путем нелегко. Это абсолютная монополия, и существует она редко. Более распространенным видом создания и существования монополии является соглашение нескольких крупных фирм. Соглашение дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке "единым фронтом", сводят на нет конкурентную борьбу, а покупатель оказывается в безальтернативных условиях. Монополия, основывающаяся на дифференциации продукта, создает рынок монополистической конкуренции.

В зависимости от возникновения различают монополию:

• естественную;

• административную;

• экономическую.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар или услугу лучше всего удовлетворяется одной или несколькими крупными фирмами. В ее основе - особенности технологии производства или обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна, так как при вхождении в отрасль других фирм издержки на изготовление продукции возрастут. Причиной является "экономия от масштаба" — чем больше произведено продукции, тем меньше ее себестоимость. Это имеет место в таких сферах, как электро-, водо-, тепло-, газоснабжение, связь, транспорт, почтовые услуги и др. Ликвидация или разукрупнение таких монополий экономически нецелесообразны. С естественными монополиями тесно связанны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами. Классический пример такого вида монополий — алмазный синдикат "Де-Бирс". Деятельность естественных монополий, особенно их ценовая и тарифная политика, жестко контролируется государством.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на исполнение определенного вида деятельности. С другой стороны, это организационные структуры государственных предприятий, объединяющиеся и подчиняющиеся государственным органам (министерствам). Они выступают на рынке как единый хозяйствующий субъект и между ними отсутствует конкуренция. Экономика бывшего Советского Союза относилась к наиболее монополизированным структурам. Более того, существовала абсолютная монополия самого государства на организацию и управление экономикой, которая базировалась на монополии государственной собственности. Государственный монополизм является наиболее опасным и разрушительным для экономических систем. Экономическая монополия. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она возникает на базе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К экономической монополии ведут два основных пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном росте его масштабов путем концентрации капитала. Второй — намного быстрее — базируется на процессах централизации капитала


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: