Шкала спроса

Цена 1 кг яблок, руб. Покупатели готовы купить, т
   
   
   
   
   
   

Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам за данный период. Анализ этой шкалы позволяет легче выявить зависимость спроса от цены.

Закон спроса выражает следующую функциональную (математическую) зависимость спроса (С) от цены (Ц): С = Р(Ц), где F - показатель количественной зависимости. Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей. Например, в нашей стране повышение цен на подписные издания в 1991-1998гг. привело к сокращению объема подписки. Действует и обратная зависимость: чем ниже цена, тем больше спрос.

Такая количественная зависимость представлена в виде графика (рис. 6.2). Здесь взят тот же условный пример о продаже яблок на местном рынке. На оси ординат отложены цены на яблоки. На оси абсцисс указано количество яблок, на которое

Рис. 6.2. Кривая спроса (по цене)

предъявлен спрос. Кривая C1-C2 на графике показывает: при повышении цены платежеспособная потребность людей сокращается и, наоборот, когда цена снижается, спрос на продукты увеличивается.

1. Движение «по кривой спроса» и изменение «объема спроса» про-

исходит под влиянием цены товара.

2. Движение «самой кривой спроса» и «изменение спроса» происходит под влиянием неценовых факторов.

К неценовым факторам относятся:

•• потребительские вкусы;

•• число покупателей;

•• доход покупателей;

•• цены на сопряженные товары;

•• ожидания.

Рассмотрим их влияние на спрос.

1. Потребительские вкусы очень субъективны, и их сложно учесть, но можно определить тенденцию: благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов (возросла, например, мода на майки) повысит спрос и сдвинет кривую спроса вправо. Обратная ситуация (прошла мода на майки) снизит спрос и сместит кривую влево.

2. Рост числа покупателей вызовет увеличение спроса (например, увеличение продолжительности жизни повысит спрос на медикаменты). Обратная ситуация снизит спрос на медикаменты.

3. Доход влияет сложнее. В отношении большинства товаров повышение дохода ведет к росту спроса на более качественные товары. По реакции (эластичности) потребителя на изменение дохода товары делят на:

•• «нормальные» товары (спрос увеличивается с ростом дохода);

•• товары первой необходимости (темп роста спроса меньше темпа роста дохода);

•• предметы роскоши (темп роста спроса больше темпа роста дохода);

•• товары «низшего качества» (спрос снижается с ростом дохода). Зависимость между доходом и количеством приобретенных благ отражают кривые Энгеля

4. Цены на сопряженные товары. Товары обычно объединяют в две группы: заменяющие (субституты) и дополняющие (сублементы). Они по-разному влияют на спрос. Например, вместо кофе приобретается чай, если выросли цены на кофе.

5. Ожидания потребителей относительно будущих цен на товары, их наличия и возможных изменений в доходах способны изменить спрос. Если ожидается повышение цен или рост доходов, то потребители покупают товары «впрок» и увеличивают текущие расходы.

Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: