Б) регулируемые цены

Регулирование цен проводит государство.

Государственное регулирование цен представляет собой установление правительством предельного уровня (фиксирования) цен, а также предела их отклонения на определенные группы товаров. Установление государством фиксированных цен производится двумя способами:

1) Установление верхнего предела (потолка) цен – ниже равновесного уровня, так называемой «социально низкой цены». Верхний предел цены вводится с целью защиты интересов малоимущих потребителей, так как возникает товарный дефицит и возможно появление «черного рынка».

2) Установление нижнего предела (пола) цен, выше их равновесного уровня. Тем самым государство оказывает поддержку некоторым отраслям национальной экономики – сельскому хозяйству, новым наукоемким отечественным производителям.

Договорные цены – цены, документально зафиксированные продавцами и покупателями. Часто виды цен определяются типом рынка, на котором они складываются. Выделяют биржевые, аукционные, комиссионные, конкурсные цены. На монопольном рынке складываются монопольные цены.

В статистике, планировании, экономическом анализе, исследованиях применяют текущие, сопоставимые цены. Кроме этого существуют проектные, расчетные, прейскурантные, прогнозные цены.

Особая категория цен – цены неофициального – теневого, черного рынка на запрещенные в открытой продаже товары.

Рост цен может быть вызван:

· товарным и иными видами дефицита;

· опережением темпов роста заработной платы по сравнению с темпами роста производительности труда;

· нестабильностью рынка, ажиотажным спросом;

· ростом монопольных цен;

· ростом дефицита бюджета, деформацией кредитно-финансовой и денежной систем.

Сдерживание роста цен и выполнение ими своих функций зависят от четкости действия механизма ценообразования, который в рыночной экономике направлен на:

· достижение сбалансированности спроса и предложения;

· приближение цен к общественно необходимым затратам труда;

· экономическое стимулирование НТП и повышение качества продукции;

· создание эквивалентного обмена между городом и деревней;

· повышение жизненного уровня населения;

· повышение эффективности внешнеэкономических связей.

Ценообразование должно строиться на принципах:

· научности, предполагающей строгий учет действия экономических законов;

· единой целевой направленности государственной политики в отдельных областях ценообразования;

· непрерывности ценообразования, стабильности и гибкости цен;

· дифференциации цен на отдельные виды продукции.

Очень важно обеспечить основные стадии процесса ценообразования, включающие:

· прогнозирование, определение индексов действующих и перспективных цен;

· совершенствование модели цены и принципов ценообразования с учетом перспективного изменения основных ценообразующих факторов;

· периодический пересмотр действующих цен в связи с изменением условий производства, обновлением и расширением ассортимента товаров и услуг;

· координацию цен на товары, устанавливаемые различными органами (государством, крупными фирмами) в целях обеспечения единой политики цен и методологии ценообразования;

· аудит обоснованности установления и правильности применения цен, соблюдения законодательства о ценах.

Современный рынокрынок несовершенной конкуренции. В нем своеобразно сочетаются элементы конкуренции с несовершенствами, например, с монополизмом в той или иной его форме.

Цена способна выполнять свою функцию регулятора денежных и товарных потоков лишь при наличии конкуренции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow