Регулирование цен проводит государство.
Государственное регулирование цен представляет собой установление правительством предельного уровня (фиксирования) цен, а также предела их отклонения на определенные группы товаров. Установление государством фиксированных цен производится двумя способами:
1) Установление верхнего предела (потолка) цен – ниже равновесного уровня, так называемой «социально низкой цены». Верхний предел цены вводится с целью защиты интересов малоимущих потребителей, так как возникает товарный дефицит и возможно появление «черного рынка».
2) Установление нижнего предела (пола) цен, выше их равновесного уровня. Тем самым государство оказывает поддержку некоторым отраслям национальной экономики – сельскому хозяйству, новым наукоемким отечественным производителям.
Договорные цены – цены, документально зафиксированные продавцами и покупателями. Часто виды цен определяются типом рынка, на котором они складываются. Выделяют биржевые, аукционные, комиссионные, конкурсные цены. На монопольном рынке складываются монопольные цены.
|
|
В статистике, планировании, экономическом анализе, исследованиях применяют текущие, сопоставимые цены. Кроме этого существуют проектные, расчетные, прейскурантные, прогнозные цены.
Особая категория цен – цены неофициального – теневого, черного рынка на запрещенные в открытой продаже товары.
Рост цен может быть вызван:
· товарным и иными видами дефицита;
· опережением темпов роста заработной платы по сравнению с темпами роста производительности труда;
· нестабильностью рынка, ажиотажным спросом;
· ростом монопольных цен;
· ростом дефицита бюджета, деформацией кредитно-финансовой и денежной систем.
Сдерживание роста цен и выполнение ими своих функций зависят от четкости действия механизма ценообразования, который в рыночной экономике направлен на:
· достижение сбалансированности спроса и предложения;
· приближение цен к общественно необходимым затратам труда;
· экономическое стимулирование НТП и повышение качества продукции;
· создание эквивалентного обмена между городом и деревней;
· повышение жизненного уровня населения;
· повышение эффективности внешнеэкономических связей.
Ценообразование должно строиться на принципах:
· научности, предполагающей строгий учет действия экономических законов;
· единой целевой направленности государственной политики в отдельных областях ценообразования;
· непрерывности ценообразования, стабильности и гибкости цен;
· дифференциации цен на отдельные виды продукции.
Очень важно обеспечить основные стадии процесса ценообразования, включающие:
|
|
· прогнозирование, определение индексов действующих и перспективных цен;
· совершенствование модели цены и принципов ценообразования с учетом перспективного изменения основных ценообразующих факторов;
· периодический пересмотр действующих цен в связи с изменением условий производства, обновлением и расширением ассортимента товаров и услуг;
· координацию цен на товары, устанавливаемые различными органами (государством, крупными фирмами) в целях обеспечения единой политики цен и методологии ценообразования;
· аудит обоснованности установления и правильности применения цен, соблюдения законодательства о ценах.
Современный рынок – рынок несовершенной конкуренции. В нем своеобразно сочетаются элементы конкуренции с несовершенствами, например, с монополизмом в той или иной его форме.
Цена способна выполнять свою функцию регулятора денежных и товарных потоков лишь при наличии конкуренции.