Совокупный спрос (АD)– это реальный объем валового внутреннего продукта, который домашние хозяйства, фирмы и государство готовы приобретать при каждом данном уровне цен, т.е. экономический агрегат, суммирующий величины локальных спросов на все товары и услуги, предлагаемые на рынке.
Включает в себя:
- потребительский спрос;
- инвестиционный спрос;
- спрос со стороны государства;
- чистый экспорт.
Зависимость между общим уровнем цен и реальным объемом национального производства (ВВП), на который предъявляется спрос, обратная: чем ниже общий уровень цен, тем больше объем ВВП, который может быть куплен. Это зависимость описывается кривой совокупного спроса.
Кривая АD показывает взаимосвязь между желаемыми или планируемыми расходами в экономике в целом на конечные товары и услуги и при среднем уровне цен. Эта кривая носит нисходящий характер, т.е. негативный наклон. Этот наклон обусловлен:
1) эффектом процентной ставки (эффект Кейнса).
2) эффектом богатства (эффект реальных кассовых остатков, эффект Пигу).
|
|
3) эффектом импортных закупок (эффект обменного курса).
1. Эффект процентной ставки показывает, что при данном объёме денежной массы более высокий уровень цен повысит спрос на деньги и тем самым увеличит процентную ставку, уменьшая объём закупок потребительских товаров.
Более высокая процентная ставка сокращает объем закупок на денежные суммы, взятые в кредит, т.е. сокращается реальный доход и совокупный спрос.
Более низкая ставка поощряет население к кредитам, что ведет к увеличению расходов на потребительские и инвестиционные товары.
2. Эффект богатства показывает, что при более высоком уровне цен реальная стоимость, или покупательная способность, накопленных финансовых активов, находящихся у населения, уменьшится.
Падение цен ведет к увеличению реальной стоимости денег, т.е. потребители могут за те же суммы приобрести большое количество товаров и услуг. Рост покупательной способности создает ощущение увеличения богатства.
3. Эффект импортных закупок предполагает, что существует обратная зависимость между изменениями уровня цен в одной стране по сравнению с другими странами и изменением чистого объема экспорта в совокупном спросе.
В результате снижения курса национальной валюты, товары, приобретенные в данной стране, становятся относительно более дешевыми. Подобное изменение относительных цен ведет к уменьшению импорта и увеличению экспорта, т.е. увеличивается чистый экспорт и растет совокупный спрос.
Все три названных эффекта относятся к ценовым факторам спроса.
Изменение величины АD в результате изменения среднего уровня цен, отражается перемещением точек по кривой (из точки В в точку А – это ценовой фактор).
|
|
Неценовые факторы - изменение AD является:
1.Изменения в потребительских расходах в результате изменений:
а) благосостояния потребителя;
б) ожиданий потребителя;
в) задолженности потребителя;
г) налоговых ставок.
2.Изменения в инвестиционных расходах в результате изменений:
а) процентных ставок;
б) ожидаемых прибылей от инвестиций;
в) налогов с предприятий;
г) технологии и использования избыточных мощностей.
3.Изменения в государственных расходах;
4. Изменения в расходах на чистый объем экспорта.
Таким образом, неценовые факторы AD смещают кривую совокупного спроса или влево или вправо.