Совокупное предложение – общее количество товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Это понятие часто используется как синоним ВВП или ВНП. Кривая совокупного предложения AS показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок производителями при разных значениях общего уровня цен в экономике.
Форма кривой AS по разному интерпретируется в классической и кейнсианской школах. Классическая предполагает, что кривая совокупного предложения вертикальна. Кейнсианская – либо горизонтальна, либо имеет положительный наклон. Современная экономическая наука предполагает, что на различных стадиях воспроизводственного процесса могут иметь место 3 формы кривой совокупного предложения AS, которые можно объединить одной кривой.
Кривая AS имеет сложный восходящий характер. Это объясняется тем, что вид данной кривой зависит от изменений издержек производства на единицу продукции, под которыми понимается частное отделение стоимости всех используемых ресурсов на общий объем продукции.
1. Горизонтальный (кейнсианство);
2. Восходящий (промежуточный);
3. вертикальный (классический).
Первый участок кривой свидетельствует о том, что экономика страны находится в состоянии спада, кризиса. Существует недогрузка производственных мощностей, фиксированный уровень цен и заработной платы, значительный уровень безработицы, то есть экономика характеризуется наличием избыточных ресурсов, которые не задействованы.
Второй участок характеризуется тем, что изменение реального объема производства соответственно вызывает изменение цен. На этом участке в производство вовлекаются дополнительные ресурсы, притом менее эффективные, так как расширение производства предполагает, что некоторым фирмам придется использовать старое и менее эффективное оборудование, нанимать менее квалифицированных рабочих и т.д.
Третий участок отражает состояние экономики, при котором ее производственные возможности практически полностью использованы. Это выражается в полной занятости, максимальная загрузка производственных мощностей, следовательно невозможности дальнейшего роста производств. Так как экономика работает на полную мощность, то любое повышение цен не приведет к увеличению реального объема производства.
Кривая AS устанавливает зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства при прочих равных условиях (неценовых факторов совокупного предложения). Когда эти условия меняются, происходит смещение кривой.
К неценовым факторам совокупного предложения относятся:
1) изменение цен на ресурсы;
2) внутренние ресурсы (труд, земля, капитал);
3) предпринимательские способности;
4) внешние (импортные) ресурсы;
5) господство на рынке;
6) изменение производительности труда;
7) изменение правовых норм (налоги предприятия и субсидии, государственное регулирование).
Когда один или несколько факторов изменяются, то меняются и издержки на единицу продукции при данном уровне цен. Уменьшение издержек на единицу продукции смещает кривую совокупного предложения вправо. Смещение кривой влево – увеличение совокупного предложения на промежуточном и классическом отрезках совокупного предложения. Смещение кривой указывает на увеличение совокупного предложения, на промежуточном и классическом отрезках кривой AS она сдвигается вправо и указывает на то, что будет производиться больший реальный объем национального продукта, чем прежде при данном уровне цен. На кейнсианском отрезке смещение кривой увеличение предложения означает снижение уровня цен при различных уровнях объема национального производства. Смещение от AS к AS3 – уменьшение совокупного предложения. На промежуточном и классическом отрезках кривой AS будет производиться меньший реальный объем национального продукта чем прежде при данном уровне цен. На кейнсианском отрезке кривой снижение совокупного предложения означает увеличение уровня цен при различных уровнях объема национального производства.
На величину совокупного предложения оказывают влияние различные факторы:
• Изменение цен на ресурсы. Их повышение ведет к увеличению издержек производства и в результате к понижению совокупного предложения.
• Рост производительности труда ведет к увеличению объема производства и к расширению совокупного предложения.
• Изменение условий бизнеса (налоги и субсидии). При повышении налогов издержки увеличиваются и совокупное предложение сокращается.