1. Каковы условия развития социального образования в нашей стране?
2. В чем причина роста потребности в образовании?
3. Какие организационные инновации в сфере социального образования Вы
знаете?
4. Какие технические новшества используются в организации дистантного обучения?
ЛИТЕРАТУРА
1.Березкин Ю.К., Сидоров В.Н. Социальный педагог. Общие подходы к его подготовке // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М., Тула, 1993. Т. 2.
2. Билквист Л. Организация педагогического процесса в учебном заведении // Социальная работа. М., 1992. Вып. 1.
3. Болобонов В.Л. Педагогические аспекты подготовки социальных работников // Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. М., 1991. Вып. 2.
4. Зимняя И.А. Практика в системе подготовки социальных работников // Гуманизация и гуманитаризация педагогического образования. Екатеринбург, 1993.
5. Косалс Л.Я. Социальный механизм инновационных процессов. Новосибирск, 1989.
6. Пригожин A.M. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989.
|
|
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел I СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД НАУЧНОГО ЗНАНИЯ 5
Глава 1. ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ РАБОТУ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФЕНОМЕН И ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
§ 1. Исторические корни развития социальной помощи в России 5
§ 2. Благотворительность в России как социальный феномен 8
§3. Развитие взглядов на социальную помощь в Европе и Америке 12
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 18
ЛИТЕРАТУРА 18
Глава 2. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ЕЕ ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ 20
§ 1. Сущность социальной работы как принципиально нового вида социальной помощи 20
§ 2. Объект и предмет социальной работы 26
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 32
ЛИТЕРАТУРА 32
Глава 3. КАТЕГОРИИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 34
§ 1. Категории и закономерности теории социальной работы 34
§ 2. Основные принципы социальной работы 38
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 41
ЛИТЕРАТУРА 42
Глава 4. УРОВНИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ЕЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОЙ РЕПЕРТУАР 43
§ 1. Уровни социальной работы 43
§2. Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе 46
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 47
ЛИТЕРАТУРА 47
Глава 5. ТИПЫ ТЕОРИЙ И МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 48
§ 1. Связь между теориями и моделями социальной работы 48
§ 2. Комплексно-ориентированные теории социальной работы 54
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 62
ЛИТЕРАТУРА 62
Раздел II ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ НАУК 63
Глава 6. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК 63
§ 1. Сущность социальной работы как науки 63
§ 2. Взаимосвязь социальной работы с другими науками 70
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 73
ЛИТЕРАТУРА 74
Глава 7. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ 75
|
|
РАБОТЫ 75
§ 1. Предмет и проблематика философии социальной работы 75
§2. Философский темпорализм в социокультурном контексте 78
§ 3. Социально-философские проблемы социальной работы 82
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 87
ЛИТЕРАТУРА 87
Глава 8. СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА 88
§ 1. Роль социологии в организации социальной работы 88
§ 2. Социология в обучении специалистов по социальной работе 91
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 94
ЛИТЕРАТУРА 95
Глава 9. ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА 96
§ 1. Взаимосвязь психологии и социальной работы 96
§ 2. Теоретические предпосылки использования психологии в социальной работе 106
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 115
ЛИТЕРАТУРА 115
Глава 10. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 117
§ 1. Теория систем как методология социальной службы 117
§ 2. Системный подход и системный анализ в социальной работе 119
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 126
ЛИТЕРАТУРА 126
Раздел III СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ 127
Глава 11. ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ ЦЕЛОСТНОГО ПОЗНАНИЯ И СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 127
§ 1. Целостное представление о человеке в теории социальной работы 127
§ 2. Теоретические модели целостности человеческой личности 131
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 137
ЛИТЕРАТУРА 137
Глава 12. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ КАК ПРЕДПОСЫЛКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 138
§ 1. Сущность понятия «социальные отношения» и их роль в социальной работе 138
§ 2. Типы социальных отношений 142
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 145
ЛИТЕРАТУРА 145
Глава 13. НРАВСТВЕННО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 147
§ 1. Понятие гуманизма и гуманистическое содержание социальной работы 147
§ 2. Нравственные регуляторы социальной работы 151
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 153
ЛИТЕРАТУРА 153
Глава 14. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 154
§ 1. Институциональные предпосылки становления и развития социальной работы 154
§ 2. Ценностные и поведенческие предпосылки становления социальной работы 158
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 162
Раздел IV ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 164
Глава 15. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ 164
§ 1. Социальное обслуживание населения: понятие, сущность, признаки, классификация 164
§ 2. Становление и развитие современной системы социального обслуживания населения в Российской Федерации 169
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 178
ЛИТЕРАТУРА 179
Глава 16. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 180
§ 1. Основное содержание нормативно-правового обеспечения социальной работы 180
§ 2. Современное состояние правового обеспечения социальной работы, социального обслуживания в Российской Федерации 184
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 191
ЛИТЕРАТУРА 191
Глава 17. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ 192
§ 1. Дифференцированный подход в социальной работе как метод обеспечения социальной защищенности человека 192
§ 2. Основные направления, формы и методы социальной работы с различными группами населения 195
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 199
ЛИТЕРАТУРА 199
Раздел V СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 200
Глава 18. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 200
§ 1. Понятие профессиональной деятельности 200
§ 2. Филантропический подход к социальной работе 204
§ 3. Социальная работа в религиозных организациях 209
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 212
ЛИТЕРАТУРА 212
Глава 19. ЛИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА 213
§1. Профессиональные требования к социальному работнику 213
§ 2. Личностные качества социального работника 219
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 227
ЛИТЕРАТУРА 227
Глава 20. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 228
§ 1. Сущность эффективности социального обслуживания населения 228
§ 2. Критерии эффективности социальной работы 230
|
|
§ 3. Классификация видов, методик и методов оценки эффективности 235
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 239
ЛИТЕРАТУРА 239
Раздел VI СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 240
Глава 21. СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ 240
§ 1. Проблемы содержания социального образования 240
§ 2. Организационные аспекты социального образования 244
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 246
ЛИТЕРАТУРА 247
Глава 22. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 248
§ 1. Модели подготовки специалистов по социальной работе 248
§ 2. Интеграция теории и практики — залог эффективности образовательного процесса 253
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 259
ЛИТЕРАТУРА 259
Глава 23. ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 261
§ 1. Особенности современного этапа подготовки кадров для социальной работы 261
§ 2. Некоторые инновационные образовательные технологии 263
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 265
ЛИТЕРАТУРА 265
[1] Сорокин П. Проблемы социального равенства. Пг., 1917; Сорокин П. Система социологии. М., 1993; Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
[2] Соловьев С.М. Сочинения. Кн. 1. История России с древнейших времен. М., 1988. Т. 1. С. 91-97.
[3] Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М., 1990. С. 78-79.
[4] Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности в России // Антология социальной работы. М., 1994. Т. 1.
[5] Максимов Е. Указ. соч.
[6] Архангельский В.М. Филантропические начинания русского правительства XVIII века. Смоленск. 1910. С. 13.
[7] Ключевский В.О. Русская история: полный курс лекций. В 3 кн. Кн.З. Лекции LXXIX, LXXXI. М., 1993.
[8] Пожитков К.А. Городское и земское самоуправление. СПб., б. г. С. 39.
[9] Zander A. Making Groups Effective. San Francisco, 1962.
[10] Права человека // Словарь-справочник по социальной работе. М., 1997.
[11] Словарь-справочник по социальной работе. М., 1997.
[12] Гуслякова Л.Г. Социальная работа как научная теория, деятельность и учебная дисциплина. Барнаул, 1995.
[13] Barker R. Social Work Dictionary. L, 1982.
[14] Термин «общественная работа» в русском переводе учебного пособия не вполне точно передает смысл понятия, которое можно дополнительно описать словами «общинная» или «коммунальная» социальная работа, т.е. проводимая по месту жительства, в условиях весьма развитого местного самоуправления.
|
|
[15] Бернлер Г., Юпссон Л. Теория социально-психологической работы. М., 1992. С. 46.
[16] Зимняя И.А. Профессиональные роли и функции социального работника (общие проблемы подготовки специалиста) // Российский журнал социальной работы. 1995. № 1.
[17] Goldstein H. Social Work Practice: a Unitary Approach. Columbia, 1973; KohutH. The Search for the Self: Selected Writing of Heinz Kohut: 1950-1978 (2 vols). N. Y., 1978.
[18] Руддестам К. Групповая психотерапия. М.,1990.
[19] Раупе М. Modern Social Work Theory: a Critical Introduction. L, 1991.
[20] Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Основы построения концепции и организации социальной работы в России первой половины 1990-х годов. Барнаул — Москва, 1993; Социальная политика и социальная дифференциация: вопросы теории и практики социальной работы. Барнаул, 1993. С. 112-115.
[21] Гуслякова Л.Г. Проблемы взаимодействия теории и практики социальной работы// Социальная политика и социальная дифференциация: вопросы теории и практики социальной работы. Барнаул — Москва, 1993. С. 116-119.
[22] Григорьев СМ. Социология и социальная работа. Барнаул, 1991; Теория и практика социальной работы / Под ред. С.И. Григорьева. Барнаул, 1994; Коваль В.А. Социология социальной сферы. М., 1993; Проблемы социологии быта и социальной работы в условиях перехода к рынку // Материалы международной научно-практической конференции 16-18 февраля 1993 г. М., 1994; Павленок ЯД, Социологические методы и техника изучения проблем социальной работы. М., 1995; и др.
[23] Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 1995. С. 187-188.
[24] Там же. С. 182.
[25] Агеев B.C. Взаимоотношение групп с неравным социальным статусом и психологические последствия несправедливости // Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 6.
[26] Айви Е., Айви М.Б., Саймен Л. Д. Консультирование и психотерапия. Сочетание методов теории и практики. Новосибирск, 1992.
[27] Бурменская Г.В.,Карабапова О.А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.
[28] См.: Менегетти А. Музыка души. Введение в онтопсихологическую музыкотерапию. М.,1992.
[29] Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют а игры, М., 1989.
[30] Тобин СЛ. Сравнение психоаналитической Я-психологии и личностно центрированной терапии К. Роджерса // Иностранная психология. 1993. Т.1. № 1.
[31] Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тесты. М., 1982.
[32] Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
[33] Панов AM. Социальная работа как паука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования// Российский журнал социальной работы. 1995. №1.
[34] Гегель Г. Феноменология духа. М, 1987. С. 164.
[35] Гегель Г. Энциклопедия философских наук. М., 1991. Т. 1. С. 131.
[36] Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. Т. 3. С. 19.
[37] Теория и методология социальной работы: Учеб. пособие для вузов / Под ред. С. И. Григорьева. М.: Наука, 1994; Григорьев СМ, Социология и социальная работа, Барнаул, 1991; и др.
[38] Руткевич М.Н. Диалектика и социология. М., 1980.
[39] Руткевич М.Н. Указ. соч.
[40] Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. С. 510.
[41] Смелзер Н. Социология. М., 1994.
[42] Social Work in Contemporary Society. University of Michigan. Coul, 1984.
[43] Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживанию населения. М.: Минсоцзащиты России, 1994. С. 10.
[44] Баркер Р. Словарь социальной работы. М.: Институт социальной работы, 1994. С. 113.
[45] См.: Социальная работа. М.. 1993. Вып. 8.
[46] Постановление Совета Министров РСФСР «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье в РСФСР» (1991 г.); Семейная политика в РСФСР, М., Комитет по делам семьи и демографической политике при Совете Министров РСФСР, 1991.
[47] Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» (1 июля 1992г. №.'543).
[48] Основные направления государственной социальной политики но улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей): Сб. нормативных актов. М.: Синергия, 1996; Правовая защита семей, воспитывающих детей-инвалидов: Сб. нормативных актов. М.: Минсоцзащиты России, 1996.
[49] Социальное обслуживание семьи и детей // О положении детей в Российской Федерации: Государственный доклад за 1995 год. М., 1996. С. 39-41; Топчий Л.В. Проблемы социального обслуживания в России: достижения и «черные дыры» // Ученые записки МГСУ, 1996. № 3. С. 65-80.; Топчий Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. М., 1997; Панов A.M. Социальное обслуживание населения как новый сектор социальной сферы // Ученые записки МГСУ. 1996. №3. С. 29-43; Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. М., 1995.
[50] Конституция Российской Федерации. М., 1993. С. 6.
[51] Организация социального обслуживания населения: Сб. нормативных актов (1993-1994 гг.) М.: Минсоцзащиты России, 1994.
[52] Сборник нормативно-правовых актов по вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в нестационарных условиях. Части I, П. М.: Минтруд России, ЦБНТИ, 1997; Топчий Л.В. Правовое обеспечение организации и функционирования системы социального обслуживания семьи и детей. М., 1997.
[53] См.: Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживанию населения. М: Минсоцзащиты России, 1994.
[54] Энциклопедия социальной работы /Пер. с англ. М., 1993. Т. I. С. 390.
[55] Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М, 1978.
[56] Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М., 1974.
[57] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
[58] См.: Дополнение в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам... М, 1991.
[59] См.: Социальная защита семьи и детей (зарубежный опыт). М., 1992. С.75.
[60] См.: Социальная защита семьи и детей (зарубежный опыт). М., 1992. С.75.
[61] Макаренко А.С. Сочинения. В 7 т. Т. 5. С. 92.
[62] Мейстер Д. Оценка эффективности систем // Человеческий фактор. М.,1991. Т. 1.С. 118.
[63] Xeндрикc X. Проектирование организационных структур //Человеческий фактор. М., 1991. Т. 4. С. 281-282.
[64] Мароши М. Организация — стимулирование — эффективность. М., 1978. С. 49.
[65] Щукина Н.П. Методологические проблемы разработки стандартов социальной работы // Проблемы стандартизации социальной работы. М., 1996. С. 32-38.
[66] Григорьев С.И. Социальное образование и социальная культура в России: национально-региональный контекст 1990-х годов. Барнаул — Москва, 1994; Григорьев С.И. Социальное образование и проблемы гуманизации подготовки специалистов // Гуманизация образования. Вып.2. Набережные Челны, 1996.