Вопросы для самоконтроля. 1. Каковы условия развития социального образования в нашей стране

1. Каковы условия развития социального образования в нашей стране?

2. В чем причина роста потребности в образовании?

3. Какие организационные инновации в сфере социального образования Вы

знаете?

4. Какие технические новшества используются в организации дистантного обучения?

ЛИТЕРАТУРА

1.Березкин Ю.К., Сидоров В.Н. Социальный педагог. Общие подходы к его подготовке // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М., Тула, 1993. Т. 2.

2. Билквист Л. Организация педагогического процесса в учебном заведении // Социальная работа. М., 1992. Вып. 1.

3. Болобонов В.Л. Педагогические аспекты подготовки социальных работников // Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. М., 1991. Вып. 2.

4. Зимняя И.А. Практика в системе подготовки социальных работников // Гуманизация и гуманитаризация педагогического образования. Екатеринбург, 1993.

5. Косалс Л.Я. Социальный механизм инновационных процессов. Новосибирск, 1989.

6. Пригожин A.M. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989.


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

Раздел I СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД НАУЧНОГО ЗНАНИЯ 5

Глава 1. ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ РАБОТУ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФЕНОМЕН И ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5

§ 1. Исторические корни развития социальной помощи в России 5

§ 2. Благотворительность в России как социальный феномен 8

§3. Развитие взглядов на социальную помощь в Европе и Америке 12

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 18

ЛИТЕРАТУРА 18

Глава 2. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ЕЕ ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ 20

§ 1. Сущность социальной работы как принципиально нового вида социальной помощи 20

§ 2. Объект и предмет социальной работы 26

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 32

ЛИТЕРАТУРА 32

Глава 3. КАТЕГОРИИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 34

§ 1. Категории и закономерности теории социальной работы 34

§ 2. Основные принципы социальной работы 38

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 41

ЛИТЕРАТУРА 42

Глава 4. УРОВНИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ЕЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОЙ РЕПЕРТУАР 43

§ 1. Уровни социальной работы 43

§2. Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе 46

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 47

ЛИТЕРАТУРА 47

Глава 5. ТИПЫ ТЕОРИЙ И МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 48

§ 1. Связь между теориями и моделями социальной работы 48

§ 2. Комплексно-ориентированные теории социальной работы 54

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 62

ЛИТЕРАТУРА 62

Раздел II ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ НАУК 63

Глава 6. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК 63

§ 1. Сущность социальной работы как науки 63

§ 2. Взаимосвязь социальной работы с другими науками 70

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 73

ЛИТЕРАТУРА 74

Глава 7. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ 75

РАБОТЫ 75

§ 1. Предмет и проблематика философии социальной работы 75

§2. Философский темпорализм в социокультурном контексте 78

§ 3. Социально-философские проблемы социальной работы 82

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 87

ЛИТЕРАТУРА 87

Глава 8. СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА 88

§ 1. Роль социологии в организации социальной работы 88

§ 2. Социология в обучении специалистов по социальной работе 91

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 94

ЛИТЕРАТУРА 95

Глава 9. ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА 96

§ 1. Взаимосвязь психологии и социальной работы 96

§ 2. Теоретические предпосылки использования психологии в социальной работе 106

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 115

ЛИТЕРАТУРА 115

Глава 10. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 117

§ 1. Теория систем как методология социальной службы 117

§ 2. Системный подход и системный анализ в социальной работе 119

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 126

ЛИТЕРАТУРА 126

Раздел III СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ 127

Глава 11. ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ ЦЕЛОСТНОГО ПОЗНАНИЯ И СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 127

§ 1. Целостное представление о человеке в теории социальной работы 127

§ 2. Теоретические модели целостности человеческой личности 131

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 137

ЛИТЕРАТУРА 137

Глава 12. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ КАК ПРЕДПОСЫЛКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 138

§ 1. Сущность понятия «социальные отношения» и их роль в социальной работе 138

§ 2. Типы социальных отношений 142

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 145

ЛИТЕРАТУРА 145

Глава 13. НРАВСТВЕННО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 147

§ 1. Понятие гуманизма и гуманистическое содержание социальной работы 147

§ 2. Нравственные регуляторы социальной работы 151

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 153

ЛИТЕРАТУРА 153

Глава 14. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 154

§ 1. Институциональные предпосылки становления и развития социальной работы 154

§ 2. Ценностные и поведенческие предпосылки становления социальной работы 158

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 162

Раздел IV ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 164

Глава 15. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ 164

§ 1. Социальное обслуживание населения: понятие, сущность, признаки, классификация 164

§ 2. Становление и развитие современной системы социального обслуживания населения в Российской Федерации 169

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 178

ЛИТЕРАТУРА 179

Глава 16. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 180

§ 1. Основное содержание нормативно-правового обеспечения социальной работы 180

§ 2. Современное состояние правового обеспечения социальной работы, социального обслуживания в Российской Федерации 184

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 191

ЛИТЕРАТУРА 191

Глава 17. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ 192

§ 1. Дифференцированный подход в социальной работе как метод обеспечения социальной защищенности человека 192

§ 2. Основные направления, формы и методы социальной работы с различными группами населения 195

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 199

ЛИТЕРАТУРА 199

Раздел V СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 200

Глава 18. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 200

§ 1. Понятие профессиональной деятельности 200

§ 2. Филантропический подход к социальной работе 204

§ 3. Социальная работа в религиозных организациях 209

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 212

ЛИТЕРАТУРА 212

Глава 19. ЛИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА 213

§1. Профессиональные требования к социальному работнику 213

§ 2. Личностные качества социального работника 219

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 227

ЛИТЕРАТУРА 227

Глава 20. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 228

§ 1. Сущность эффективности социального обслуживания населения 228

§ 2. Критерии эффективности социальной работы 230

§ 3. Классификация видов, методик и методов оценки эффективности 235

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 239

ЛИТЕРАТУРА 239

Раздел VI СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 240

Глава 21. СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ 240

§ 1. Проблемы содержания социального образования 240

§ 2. Организационные аспекты социального образования 244

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 246

ЛИТЕРАТУРА 247

Глава 22. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 248

§ 1. Модели подготовки специалистов по социальной работе 248

§ 2. Интеграция теории и практики — залог эффективности образовательного процесса 253

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 259

ЛИТЕРАТУРА 259

Глава 23. ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 261

§ 1. Особенности современного этапа подготовки кадров для социальной работы 261

§ 2. Некоторые инновационные образовательные технологии 263

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 265

ЛИТЕРАТУРА 265


[1] Сорокин П. Проблемы социального равенства. Пг., 1917; Сорокин П. Система социологии. М., 1993; Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

[2] Соловьев С.М. Сочинения. Кн. 1. История России с древнейших времен. М., 1988. Т. 1. С. 91-97.

[3] Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М., 1990. С. 78-79.

[4] Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности в России // Антология социальной работы. М., 1994. Т. 1.

[5] Максимов Е. Указ. соч.

[6] Архангельский В.М. Филантропические начинания русского правительства XVIII века. Смоленск. 1910. С. 13.

[7] Ключевский В.О. Русская история: полный курс лекций. В 3 кн. Кн.З. Лекции LXXIX, LXXXI. М., 1993.

[8] Пожитков К.А. Городское и земское самоуправление. СПб., б. г. С. 39.

[9] Zander A. Making Groups Effective. San Francisco, 1962.

[10] Права человека // Словарь-справочник по социальной работе. М., 1997.

[11] Словарь-справочник по социальной работе. М., 1997.

[12] Гуслякова Л.Г. Социальная работа как научная теория, деятельность и учебная дисциплина. Барнаул, 1995.

[13] Barker R. Social Work Dictionary. L, 1982.

[14] Термин «общественная работа» в русском переводе учебного пособия не вполне точно передает смысл понятия, которое можно дополнительно описать словами «общинная» или «коммунальная» социальная работа, т.е. проводимая по месту жительства, в условиях весьма развитого местного самоуправления.

[15] Бернлер Г., Юпссон Л. Теория социально-психологической работы. М., 1992. С. 46.

[16] Зимняя И.А. Профессиональные роли и функции социального работника (общие проблемы подготовки специалиста) // Российский журнал социальной работы. 1995. № 1.

[17] Goldstein H. Social Work Practice: a Unitary Approach. Columbia, 1973; KohutH. The Search for the Self: Selected Writing of Heinz Kohut: 1950-1978 (2 vols). N. Y., 1978.

[18] Руддестам К. Групповая психотерапия. М.,1990.

[19] Раупе М. Modern Social Work Theory: a Critical Introduction. L, 1991.

[20] Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Основы построения концепции и организации социальной работы в России первой половины 1990-х годов. Барнаул — Москва, 1993; Социальная политика и социальная дифференциация: вопросы теории и практики социальной работы. Барнаул, 1993. С. 112-115.

[21] Гуслякова Л.Г. Проблемы взаимодействия теории и практики социальной работы// Социальная политика и социальная дифференциация: вопросы теории и практики социальной работы. Барнаул — Москва, 1993. С. 116-119.

[22] Григорьев СМ. Социология и социальная работа. Барнаул, 1991; Теория и практика социальной работы / Под ред. С.И. Григорьева. Барнаул, 1994; Коваль В.А. Социология социальной сферы. М., 1993; Проблемы социологии быта и социальной работы в условиях перехода к рынку // Материалы международной научно-практической конференции 16-18 февраля 1993 г. М., 1994; Павленок ЯД, Социологические методы и техника изучения проблем социальной работы. М., 1995; и др.

[23] Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 1995. С. 187-188.

[24] Там же. С. 182.

[25] Агеев B.C. Взаимоотношение групп с неравным социальным статусом и психологические последствия несправедливости // Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 6.

[26] Айви Е., Айви М.Б., Саймен Л. Д. Консультирование и психотерапия. Сочетание методов теории и практики. Новосибирск, 1992.

[27] Бурменская Г.В.,Карабапова О.А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.

[28] См.: Менегетти А. Музыка души. Введение в онтопсихологическую музыкотерапию. М.,1992.

[29] Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют а игры, М., 1989.

[30] Тобин СЛ. Сравнение психоаналитической Я-психологии и личностно центрированной терапии К. Роджерса // Иностранная психология. 1993. Т.1. № 1.

[31] Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тесты. М., 1982.

[32] Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

[33] Панов AM. Социальная работа как паука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования// Российский журнал социальной работы. 1995. №1.

[34] Гегель Г. Феноменология духа. М, 1987. С. 164.

[35] Гегель Г. Энциклопедия философских наук. М., 1991. Т. 1. С. 131.

[36] Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. Т. 3. С. 19.

[37] Теория и методология социальной работы: Учеб. пособие для вузов / Под ред. С. И. Григорьева. М.: Наука, 1994; Григорьев СМ, Социология и социальная работа, Барнаул, 1991; и др.

[38] Руткевич М.Н. Диалектика и социология. М., 1980.

[39] Руткевич М.Н. Указ. соч.

[40] Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. С. 510.

[41] Смелзер Н. Социология. М., 1994.

[42] Social Work in Contemporary Society. University of Michigan. Coul, 1984.

[43] Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживанию населения. М.: Минсоцзащиты России, 1994. С. 10.

[44] Баркер Р. Словарь социальной работы. М.: Институт социальной работы, 1994. С. 113.

[45] См.: Социальная работа. М.. 1993. Вып. 8.

[46] Постановление Совета Министров РСФСР «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье в РСФСР» (1991 г.); Семейная политика в РСФСР, М., Комитет по делам семьи и демографической политике при Совете Министров РСФСР, 1991.

[47] Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» (1 июля 1992г. №.'543).

[48] Основные направления государственной социальной политики но улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей): Сб. нормативных актов. М.: Синергия, 1996; Правовая защита семей, воспитывающих детей-инвалидов: Сб. нормативных актов. М.: Минсоцзащиты России, 1996.

[49] Социальное обслуживание семьи и детей // О положении детей в Российской Федерации: Государственный доклад за 1995 год. М., 1996. С. 39-41; Топчий Л.В. Проблемы социального обслуживания в России: достижения и «черные дыры» // Ученые записки МГСУ, 1996. № 3. С. 65-80.; Топчий Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. М., 1997; Панов A.M. Социальное обслуживание населения как новый сектор социальной сферы // Ученые записки МГСУ. 1996. №3. С. 29-43; Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. М., 1995.

[50] Конституция Российской Федерации. М., 1993. С. 6.

[51] Организация социального обслуживания населения: Сб. нормативных актов (1993-1994 гг.) М.: Минсоцзащиты России, 1994.

[52] Сборник нормативно-правовых актов по вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в нестационарных условиях. Части I, П. М.: Минтруд России, ЦБНТИ, 1997; Топчий Л.В. Правовое обеспечение организации и функционирования системы социального обслуживания семьи и детей. М., 1997.

[53] См.: Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживанию населения. М: Минсоцзащиты России, 1994.

[54] Энциклопедия социальной работы /Пер. с англ. М., 1993. Т. I. С. 390.

[55] Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М, 1978.

[56] Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М., 1974.

[57] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

[58] См.: Дополнение в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам... М, 1991.

[59] См.: Социальная защита семьи и детей (зарубежный опыт). М., 1992. С.75.

[60] См.: Социальная защита семьи и детей (зарубежный опыт). М., 1992. С.75.

[61] Макаренко А.С. Сочинения. В 7 т. Т. 5. С. 92.

[62] Мейстер Д. Оценка эффективности систем // Человеческий фактор. М.,1991. Т. 1.С. 118.

[63] Xeндрикc X. Проектирование организационных структур //Человеческий фактор. М., 1991. Т. 4. С. 281-282.

[64] Мароши М. Организация — стимулирование — эффективность. М., 1978. С. 49.

[65] Щукина Н.П. Методологические проблемы разработки стандартов социальной работы // Проблемы стандартизации социальной работы. М., 1996. С. 32-38.

[66] Григорьев С.И. Социальное образование и социальная культура в России: национально-региональный контекст 1990-х годов. Барнаул — Москва, 1994; Григорьев С.И. Социальное образование и проблемы гуманизации подготовки специалистов // Гуманизация образования. Вып.2. Набережные Челны, 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: