В каждом социальном действии – независимо от его характера и направленности – могут быть выделены два обязательных структурных компонента:
- субъект действия или тот, кто действует
- объект действия, то, на что направлена его деятельная способность
Попросту говоря, человек, севший за обеденный стол, является субъектом «процесса питания», в то время как съеденная человеком котлета является его объектом; дровосек, рубящий дерево, является субъектом лесозаготовки, а дерево – его объектом. Человек садясь кушать – субъект, котлета – объект. Вопрос, что представляет собой вилка в руках дровосека. Она часть дровосека или частью объектного мира? Идет слепой с тростью – где заканчивается у него предметный и социальный – на конце трости. То есть иногда наши объекты становятся частью субъекта.
Субъект – «инициирующая сторона» деятельности, носитель деятельностной способности, с которым связаны ее пусковые и регулятивные механизмы.
Объект – «инициируемая сторона» деятельности, то, на что направлена деятельностная способность субъекта, отсутствующая у объекта.
|
|
Вопрос: В столкновении физических тел мы без труда обнаружим различие инициирующей и инициируемой, «активной» и «пассивной» стороны взаимодействия, с которыми связывается различие субъекта и объекта социального действия. Но значит ли это, что ветер, ломающий деревья, или корова, щиплющая траву, заслуживают названия «субъекта»?
Статусом субъекта обладает носитель не всякой, а лишь целенаправленной активности обладающий сознанием и волей, опосредующими его связь с объектом деятельности.
Этими двумя «частями» и ограничивается набор структурных компонентов простейшего социального действия.
Некоторые философы наряду с субъектом и объектом включают в структуру действия потребности, интересы, цели, мотивы, стимулы, ценности и др. явления социальной деятельности.
Эти и подобные явления представляют собой не части социального действия, а возникающие в процессе их взаимоопосредования свойства, состояния частей или действия, взятого в целом (свойства субъекта, если речь идет о потребностях, интересах, целях, мотивах и пр.; свойства объекта, если иметь в виду характеризующую его значимость, ценность и т.д.).
Иного превращают в «бинарную» структуру действия в «триаду», выделив наряду с субъектом и объектом некое отличное от них средство деятельности.
Выделение средств или орудий деятельности является необходимым условием ее содержательного анализа.
Однако эта необходимость отнюдь не изначальна – она возникает при рассмотрении структур общественного производства, куда более конкретных, чем изначальные структуры действия.
|
|
Одежда расширяет возможности кожи, электричество – возможности нервной системы, колесо – ноги.
То есть технологические расширения становятся частью субъекта. Человек кибергизируются – не может жить без искусственных органов.
Манжан говорит, не надо к субъекту прикреплять объекты.
1. Надо понимать, что технологии содержат свои онтологические функции. Телефон – доступность, следовательно, ты становишься доступным. Технология нам навязывает модель и метод использования. Сущность интернета- изоморфная, не имеющее своей сущности. Как только мы начинаем использовать какую-то технологию, она нам начинает навязывать модель и метод своего использования.
То есть технологии не являются нейтральными.
2. Раз так, то они будут оказывать воздействие на человека. Какие варианты развития могут:
- неолудизм – отказ от всех машин (увидеть число дьявола в штрих коде. Но здесь можно оказаться на пороге социальности).
- трансгуманизм – человек сольется с машиной, приобретет другую идентичность.
- Мирное сосуществование человека и машины.
В реальных актах труда, вместо абстрактного «объекта вообще» занимают конкретные спецификации социальной предметности, распадающиеся на функционально различные «средства труда» и «предметы труда»
В этой форме- опосредующего и опосредованного объекта деятельности – выступает потенциальное различие реальных средств и предметов трудовой активности.