Данная сторона рассматривает еще одну проблему основного философского вопроса: "Познаваем ли мир? Способен ли человек постигнуть сущность окружающей действительности?". Эта проблема получила в работе Энгельса "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" наименование второй стороны основного вопроса философии: "Великий и основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21, С.220).
Данный вопрос допускает два ответа:
- "мир познаваем", такое решение называется гносеологический оптимизмили гностицизм от греческого gnoseo - знаю;
- "мир непознаваем" - гносеологический пессимизм или агностицизм. Представители: Давид Юм, Иммануил Кант.
Варианты решения первой и второй сторон основного вопроса философии - это основные типы философских построений, которые эволюционируют, меняют формы и составляют дальнейшую классификацию философских решений.