Содержание социальной работы в стационарных социальных учреждениях

Важнейшая функция стационарных социальных учреждений – социальная адаптация и реадаптация. Социальная адаптация – процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. Выделяют 2 формы социальной адаптации: первая – активная (когда человек сам пытается воздействовать на окружающую среду в целях ее изменения через переоценку ценностей и изменения форм взаимодействия жизнедеятельности); вторая – пассивная форма (когда человек не стремиться изменить социальную среду, а постепенно включается в этот процесс).

Социальная адаптация проходит через 4-е стадии адаптированности личности в новой социальной среде:

I – начальная стадия – когда индивид знает как он должен вести себя в данной новой среде, но в своем знании пока не признает ее ценностей и может что-то отвергать;

II – стадия терпимости – когда индивид и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

III – стадия аккомодации – признания и принятия индивидом основных систем ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида его новой средой;

IV – стадия ассимиляции – полное совпадение систем ценностей индивида и среды.

Процесс социальной адаптации может быть объективным и субъективным. Объективный процесс заключается в том, что человек со дня своего рождения приобретает различные социальные свойства, отражающие его место в системе общественных отношений. Это – непрерывный процесс усвоения т развития механизмов адаптации, в формировании которых активное участие принимает окружающая социальная среда. Субъективный процесс социальной адаптации непосредственно не связан с общественным положением человека, а связан с его личными качествами, взглядами, убеждениями.

Основные механизмы социальной адаптации – социальная деятельность, социальное общение и социальное самосознание личности. Процесс социальной адаптации характеризуется таким понятием как адаптационный потенциал – степень скрытых возможностей субъекта включаться в новые условия среды. Адаптационный потенциал связан с адаптивной подготовкой – накоплением человеком такого потенциала в процессе особым образом организованной деятельности по приспособлению к социальным условиям. Успешная адаптация характеризуется высоким социальным статусом индивида, его психологической удовлетворенностью средой в целом или ее наиболее важными компонентами.

Внешние трудности, болезнь, состояние экстремальности, голод, нищета и т.д. снижают адаптационный потенциал индивида. При возникновении трудной жизненной ситуации сожжет возникнуть дезадаптация, следствие которой индивид может переместиться в другую социальную среду. По этой причине возникают миграция, разводы, текучесть кадров напредприятиях и т.п. Различные формы девиантного поведения – алкоголизм, наркомания, проституция – следствие неудачной социальной адаптации и дезадаптации. Поэтому важным направлением в социальной работе является реадаптация – восстановление адаптационных способностей личности.

Полная социальная адаптация включает: физиологическую; управленческую; экономическую; педагогическую; психологическую; профессиональную.

Физиологическая адаптиция – нормальное функционирование всех функций жизнедеятельности человека в новой среде без определенной степени физического и нервно-психического напряжения.

Управленческая (организационная) адаптация – управление может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, вне производственной деятельности, но и в русле самоуправления, которое предполагает требовательное самокритичное отношение человека к самому себе, к своим мыслям и поступкам.

Экономическая адаптация – процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Это адаптирование к реальной социальной действительности размеров пенсий, пособий по безработице, уровню заработной платы и их соответствие к физиологическим и социальным потребностям.

Педагогическая адаптация – приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностей индивида. Зависит от комплексного воздействия природных, наследственных, географических факторов, влияющих на социализацию личности.

Психологическая адаптация – процесс приспособления органов и чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецидивов от излишней нагрузки.

Профессиональная адаптация – приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному статусу, окружению, условиям труда и особенностям социализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: