Важнейшая функция стационарных социальных учреждений – социальная адаптация и реадаптация. Социальная адаптация – процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. Выделяют 2 формы социальной адаптации: первая – активная (когда человек сам пытается воздействовать на окружающую среду в целях ее изменения через переоценку ценностей и изменения форм взаимодействия жизнедеятельности); вторая – пассивная форма (когда человек не стремиться изменить социальную среду, а постепенно включается в этот процесс).
Социальная адаптация проходит через 4-е стадии адаптированности личности в новой социальной среде:
I – начальная стадия – когда индивид знает как он должен вести себя в данной новой среде, но в своем знании пока не признает ее ценностей и может что-то отвергать;
II – стадия терпимости – когда индивид и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;
III – стадия аккомодации – признания и принятия индивидом основных систем ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида его новой средой;
|
|
IV – стадия ассимиляции – полное совпадение систем ценностей индивида и среды.
Процесс социальной адаптации может быть объективным и субъективным. Объективный процесс заключается в том, что человек со дня своего рождения приобретает различные социальные свойства, отражающие его место в системе общественных отношений. Это – непрерывный процесс усвоения т развития механизмов адаптации, в формировании которых активное участие принимает окружающая социальная среда. Субъективный процесс социальной адаптации непосредственно не связан с общественным положением человека, а связан с его личными качествами, взглядами, убеждениями.
Основные механизмы социальной адаптации – социальная деятельность, социальное общение и социальное самосознание личности. Процесс социальной адаптации характеризуется таким понятием как адаптационный потенциал – степень скрытых возможностей субъекта включаться в новые условия среды. Адаптационный потенциал связан с адаптивной подготовкой – накоплением человеком такого потенциала в процессе особым образом организованной деятельности по приспособлению к социальным условиям. Успешная адаптация характеризуется высоким социальным статусом индивида, его психологической удовлетворенностью средой в целом или ее наиболее важными компонентами.
Внешние трудности, болезнь, состояние экстремальности, голод, нищета и т.д. снижают адаптационный потенциал индивида. При возникновении трудной жизненной ситуации сожжет возникнуть дезадаптация, следствие которой индивид может переместиться в другую социальную среду. По этой причине возникают миграция, разводы, текучесть кадров напредприятиях и т.п. Различные формы девиантного поведения – алкоголизм, наркомания, проституция – следствие неудачной социальной адаптации и дезадаптации. Поэтому важным направлением в социальной работе является реадаптация – восстановление адаптационных способностей личности.
|
|
Полная социальная адаптация включает: физиологическую; управленческую; экономическую; педагогическую; психологическую; профессиональную.
Физиологическая адаптиция – нормальное функционирование всех функций жизнедеятельности человека в новой среде без определенной степени физического и нервно-психического напряжения.
Управленческая (организационная) адаптация – управление может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, вне производственной деятельности, но и в русле самоуправления, которое предполагает требовательное самокритичное отношение человека к самому себе, к своим мыслям и поступкам.
Экономическая адаптация – процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Это адаптирование к реальной социальной действительности размеров пенсий, пособий по безработице, уровню заработной платы и их соответствие к физиологическим и социальным потребностям.
Педагогическая адаптация – приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностей индивида. Зависит от комплексного воздействия природных, наследственных, географических факторов, влияющих на социализацию личности.
Психологическая адаптация – процесс приспособления органов и чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецидивов от излишней нагрузки.
Профессиональная адаптация – приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному статусу, окружению, условиям труда и особенностям социализации.