Долбит дятел на суку

Есенинские слова проникают в душу и рождают эстети­ческие чувства.

И в воспитании средствами природы необходимо не только пассивное созерцательное, но и действенное начало (беречь природу, помогать ей).

Условием и средством эстетического воспитания явля­ется искусство: изобразительное, музыка, литература, архи­тектура, театр. Раннее приобщение детей к настоящему вы­сокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. По­чему-то бытует мнение, что маленькому ребенку недоступ­но понимание произведений великих художников, что для детей должно быть особое, упрощенное «искусство». А вот 4-летняя девочка идет по залам Третьяковской галереи и вдруг сама, без единого намека со стороны взрослых оста­навливается у картины «Княжна Тараканова». Она пораже­на изображенным, задает массу вопросов, возвращается к картине снова и снова. Что это? Ведь К.Д. Флавицкий пи­сал свое произведение не для детей. И ни в одной методи­ческой книге не найдете рекомендаций к ее рассматрива­нию с детьми. А впечатлительный ребенок заметил страх и муку в лице княжны и боится вместе с нею воды и крыс. Очень сильное впечатление. Нужно ли ограждать от него ребенка? Вряд ли. Сила искусства пробудила в девочке лучшие человеческие чувства - сострадание, сочувствие.

Мир музыки особенно привлекателен для ребенка. Еще в утробе матери будущий человек начинает реагировать на музыкальные звуки, и существует предположение, что имен­но в этот период можно влиять на формирование музыкаль­ности. И уж вне всякого сомнения, первый вид искусства, который воспринимает ребенок и на который он реагиру­ет, - это музыка. Через мелодию колыбельной песни, звуки речи, ее тембр малыш начинает не только различать, диф­ференцировать окружающий его мир, но и чувствовать его. Он еще долго не сможет осознавать это воздействие музы­ки, но реагировать будет адекватно: загрустит, даже запла­чет, услышав грустную мелодию; засмеется, начнет двигать­ся под веселую, ритмичную. Влияние музыки на эмоцио­нальную сферу личности бесспорно, хотя механизм этого влияния пока не раскрыт до конца. Несомненно одно - зна­комить детей необходимо с лучшими образцами народной и классической музыки.

В равной мере это относится к любому виду искусст­ва, с которым знакомится ребенок в детские годы. Еще В.Г.Белинский писал: «Читать дурно выбранные книги для них (детей) и хуже и вреднее, чем ничего не читать».

Каждый вид искусства ценен для развития личности. Ученые отмечают, что один и тот же вид искусства ребенок на разных возрастных этапах воспринимает по-разному. Л.С. Выготский в работе «Воображение и творчество в дет­ском возрасте» указывает, что в дошкольном возрасте дети более всего склонны к восприятию музыки, им свойствен­ны желание лепить, рисовать, они овладевают речью. Воз­действие каждого вида искусства в наших программах эс­тетического воспитания и развития ребенка изучается от­дельно. А между тем любое искусство синтезирует в себе возможности гармонического сочетания разных искусств при решении одной задачи. На восприятие произведений изобразительного искусства, например, могут оказывать влияние музыка, художественное слово. Именно благода­ря синтезу искусств может развиваться «полифоническое воображение» (Б.П.Юсов). Программа эстетического раз­вития, построенная на основе не изолированных, а взаимо­связанных искусств, более соответствует природе малень­кого ребенка (Н.А.Ветлугина, Е.А.Дубровская).

Условием и средством эстетического воспитания явля­ется и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Из­вестно, что воспитание ребенка в деятельности - одна из закономерностей воспитания. Художественной деятель­ность называется тогда, когда она непосредственно связа­на с видами искусств: театрализованные игры, словесно- художественное творчество, музицирование, изобразитель­ная и декоративно-прикладная практика, дизайн.

В художественной деятельности, как правило, присут­ствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот, и другой не­обходимы и взаимосвязаны - ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.

Все названные выше средства эстетического воспита­ния - быт, природа, искусство, деятельность - эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, на его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и индиви­дуальные особенности развития детей. При этом важно помнить, что при использовании средств воздействия нельзя забывать о чувстве меры. Надо искать и находить золотую середину. Перенасыщение так же вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия.

Приведем пример удачного сочетания различных средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: