Экскурсия как форма обучения

Содержание экскурсий определено программой, по ко­торой работает дошкольное учреждение. Немаловажную роль играет также непосредственное окружение дошкольного учреждения, а именноналичие достопримечательно­стей, культурных объектов (библиотека, театр, концерт­ный зал, музей и др.), природных ландшафтов (парк, сквер, река, канал и др.), производственных заведений (ателье, мастерские) и др. Воспитатель должен обеспечить непос­редственное знакомство детей с наиболее яркими и инте­ресными объектами растительного и животного мира, с сезонными изменениями в природе, с видами сельскохозяйственного и другого труда, характерными для той мес­тности, где находится детский сад.

Учет краеведческого принципа и принципа сезонности при разработке плана и содержания экскурсий обеспечивает наглядность и повторность восприятия учебного материала, постепенное услож­нение знаний в соответствии с особенностями детского мышления, создает благоприятные условия для развития познавательных интересов.

В каждом дошкольном учреждении определяют объек­ты природы, труда, общественные и культурные заведения, ознакомление с которыми целесообразно осуществлять на экскурсиях. Описание маршрутов экскурсий находится в методическом кабинете дошкольного учреждения.

При планировании системы экскурсий нужно иметь в виду следующее:

-экскурсия должна обеспечить первоначальное яркое целостное восприятие предметов и явлений, что диктует­ся особой ролью эмоционального фактора в пробуждении и развитии у детей любознательности, познавательных ин­тересов;

-для расширения, углубления, обобщения представле­ний детей о знакомом объекте или явлении проводятся по­вторные экскурсии. Повторные экскурсии раскрывают пе­ред ребенком изменения, новые качества и свойства в том объекте, явлении, который он наблюдал на предыдущей экскурсии. Целесообразно намечать повторные экскурсии на тот период, когда в наблюдаемом объекте, явлении про­исходят заметные и качественные сдвиги;

-постепенное усложнение программного материала должно происходить в двух направлениях: за счет расши­рения круга наблюдаемых явлений и за счет последователь­ного углубления и обобщения знаний об одних и тех же явлениях;

-на каждой экскурсии образовательные и воспитатель­ные задачи следует решать в единстве, поэтому нужно пла­нировать объем знаний и умений; продумывать, какие чув­ства, отношения, нравственные качества, эстетические пе­реживания будут активизированы.

Экскурсия имеет определенные структурные части, не­разрывно связанные между собой: подготовительный этап, ход экскурсии, последующая послеэкскурсионная работа.

В подготовительный этап входят подготовка педагога и подготовка детей. Педагог (при календарном планирова­нии образовательной работы) намечает тему экскурсии, определяет ее программное содержание, сроки проведения. Накануне педагог осматривает место, куда планируется повести детей, знакомится с состоянием объектов, уточня­ет объем знаний для усвоения, формулирует примерные вопросы, продумывает содержание пояснений, подбирает фрагменты из стихотворений, пословицы и поговорки. Ре­шаются и организационные вопросы: каким маршрутом вести детей, где их разместить для наблюдения, отдыха, игр.

Подготовка детей к предстоящей экскурсии необходи­ма в силу того, что их учебная деятельность будет проте­кать в особых условиях, при наличии разных отвлекающих факторов. Ее результаты во многом зависят от психологи­ческой установки, которая создается у детей на подготови­тельном этапе экскурсии. Для этого используются такие педагогические приемы и средства:

-сообщение новых, интересных для детей сведений о предметах и явлениях, с которыми им предстоит встретиться на экскурсии (о маскирующей окраске животных, об элект­ричестве, которое приводит в движение не только домаш­нюю технику, но и транспортные средства - троллейбус, трамвай);

-актуализация опыта детей (перед экскурсией в музей педагог интересуется, кто из детей бывал в музее, что ви­дел, что понравилось);

-использование произведений искусства (художественная литература, репродукции картин, музыка, песни) с целью воздействия на эмоциональную сферу ребенка, так как это, в свою очередь, обостряет наблюдательность, восприятие.

В ходе самой экскурсии используются различные мето­ды обучения, но ведущим является наблюдение. Сначала детям предоставляется возможность познакомиться с объектом в целом. Непосредственное восприятие можно усилить художественным словом: сам педагог или кто-то из детей читает стихотворение (отрывок). От целостного восприятия объекта (явления) педагог ведет детей к его анализу, что дает основу для углубленного познания. При этом используются вопросы разных типов:

-нацеливающие внимание, требующие констатации фактов (как называется, какие части, какими обладает ка­чествами, особенностями);

-активизирующие мышление, требующие сравнения, сопоставления, различения, обобщения (для установления связей, отношений);

-стимулирующие деятельность воображения, побужда­ющие к творческому мышлению, к выводам, суждениям.

Пояснения на экскурсии должны касаться того, что дети непосредственно воспринимают, и быть краткими, точными.

На некоторых экскурсиях основным методом обучения становится беседа, например, с представителем профессии, с которой знакомят детей (работник почты, повар, прода­вец, библиотекарь, агроном, экскурсовод и др.). Педагог заранее готовит такую беседу.

В процессе экскурсии важно поддерживать мыслитель­ную активность детей. С этой целью используются приемы, стимулирующие познавательный поиск: детям предлагают задать вопросы о том, что они воспринимают, что их заин­тересовало, что кажется непонятным; вспомнить соответ­ствующее стихотворение, пословицу, народную примету, загадку.

В конце экскурсии подводится итог: что узнали, увиде­ли. Можно предложить нескольким детям рассказать о том, что им понравилось, что было особенно интересно.

Послеэкскурсионная работа направлена на расширение, уточнение, систематизацию знаний, на упрочение чувств, отношений, зародившихся на экскурсии. Для этого исполь­зуются такие приемы:

-оформление материалов, принесенных с экскурсии. Это могут быть шишки, желуди, камни и др.;

-обращение к художественным произведениям (кни­га, музыка, песни, репродукции, предметы декоративно- прикладного искусства), с помощью которых усиливают­ся впечатления от экскурсии, а дети побуждаются к срав­нению предлагаемого с тем, что непосредственно воспринимали;

-работа в уголке книги (оформление альбомов «Наш город», «Наш парк», «Кто живет в лесу», «Как трудятся люди нашего города» и др.), в уголке природы (изготовле­ние макетов, коллекций, гербариев);

-организация игр (режиссерских, дидактических, сюжет- но-ролевых и т. п.);

-обобщающие беседы, которые проводятся по завер­шении блока образовательной работы по определенной тематике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: