double arrow

Изыскания аэропортов осуществляют в три этапа: подготовительный, полевой и камеральный.

В подготовительный период на основании задания на проектирова­ние осуществляют сбор и изучение имеющихся материалов на район изы­сканий: топографо-геодезических, гидрометеорологических, инженер­но-геологических, геоморфологических, экономических и др. Особое внимание уделяют при этом сбору и изучению картографических мате­риалов, топографических планов и материалов аэросъемок прошлых лет.

В подготовительный период производят воздушную аэродромную рекогносцировку с вертолета или самолета с целью обследования местно­сти для уточнения размещения и ориентирования летного поля, а также наземную рекогносцировку с целью оценки почвенно-грунтовых и гид­рогеологических условий местности и уточнения объемов изыскатель­ских работ.

В подготовительный период составляют проект организации полевых изыскательских работ и в первую очередь составляют проект опорной геодезической сети сгущения для производства топографических съемок. И наконец, в соответствии с проектом организации изысканий составля­ют техническое задание на изыскания и формируют изыскательское под­разделение.

В полевой период выполняют комплекс инженерно-геодезических, гидрометеорологических, инженерно-геологических и других работ как наземными, так и воздушно-космическими и наземно-космическими ме­тодами. В частности, в последние годы стали находить применение ком-


бинированные аэросъемки, когда ситуационные подробности местности снимают аэрофотограмметрическими методами, а рельеф с использова­нием обычной или электронной тахеометрической съемки. При изыска­ниях аэропортов все более широкое применение стали находить назем-но-космические методы топографических съемок с применением систем спутниковой навигации «ОР8».

В камеральный период осуществляют обработку данных полевых изыскательских работ, составляют топографические планы, профили, цифровые модели местности и готовят отчеты о проведенных изыска­тельских работах. На этапе камеральных работ широко применяют сред­ства автоматизации и вычислительную технику для регистрации, редак­тирования, обработки данных изысканий и подготовки топографических планов на графопостроителях и их электронных версий — ЦММ.

ПЛАНОВО-ВЫСОТНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЛОЩАДОК АЭРОПОРТОВ. ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ СЪЕМКИ

Планово-высотное обоснование, создаваемое для производства топо­графических съемок при изысканиях аэропортов, одновременно служит и геодезической основой для выноса проекта аэропорта в натуру, т. е. для геодезического сопровождения строительного процесса. Точность пла­ново-высотного обоснования поэтому должна соответствовать требова­ниям как съемочных, так и разбивочных работ.

Основу планово-высотного обоснования аэропортов составляет регу­лярная сетка продольных и поперечных теодолитно-нивелирных ходов, образующих квадраты с размерами 400 х 400 м (рис. 29.2, а).

Для сгущения полученной таким образом сети прокладывают теодо­литные ходы, образующие сетку квадратов с размерами сторон 200 х 200 м, а иногда применяют микротриангуляцию (рис. 29.2, б) путем разбивки ка­ждого 400-метрового квадрата диагоналями.


Р и с. 29.2. Схема съемочного обоснования территории аэропорта: а — аэродромная полигонометрия; б — микротриангуляция; 1 — полигонометрия и нивелирование; 2 — теодолитные ходы и нивелирование; 3 — базисы; 4 — стороны микротриангуляции

А) б)


Рис. 29.3. Схема планово-высотного обоснования аэропорта:

/ — жилая зона; 2 — контрольная привязка; 3 — главная опорная сеть; 4 — проектируемая

ИВПП; 5 — проектируемая служебная зона

Опорную геодезическую сеть ориентируют параллельно предпола­гаемому направлению ИВПП (рис. 29.3), если оно оказывается установ­ленным на стадии подготовительных изыскательских работ. В других случаях опорную геодезическую сеть ориентируют по направлению гос­подствующих ветров, наивыгоднейшему рельефу 'либо по направлению удобных воздушных подходов. Главную опорную линию обоснования вешат с помощью теодолита параллельно оси ИВПП на расстоянии 80—130 м от нее, при этом в ходе полевых изыскательских работ ее выно­сят в натуру прежде всего. Выбрав на главной опорной линии геодезиче­ского обоснования центральную точку, в обе стороны от нее по главной линии отмеряют 400-метровые отрезки на всю намеченную длину пло­щадки аэропорта. Концы каждого 400-метрового отрезка закрепляют на­дежными кольями. Затем с помощью теодолита разбивают перпендику­лярные направления на век? ширину площадки аэропорта. Концы 400-метровых поперечных отрезков также закрепляют. Разбивку опор­ной геодезической сети завершают прокладкой полигонометрического хода по замыкающему контуру планово-высотного обоснования (см. рис. 29.3).

Высотной основой площадки аэропорта служат сети нивелирования III класса, прокладываемые обычно по сторонам сетки квадратов. Внутри полигонов прокладывают нивелирные ходы IV класса.

Пункты опорной геодезической сети в вершинах 400-метровых квад­ратов закрепляют капитальными (бетонными) или временными (деревян­ными) знаками, которые устраивают закрытыми, не возвышающимися над уровнем земли. Поскольку каждый знак плановой геодезической сети


служит одновременно и знаком высотного обоснования площадки, их за­кладывают на глубину 0,5 м ниже максимально возможной глубины се­зонного промерзания.

На местности знаки обозначают таким образом, чтобы их можно было легко обнаруживать не только в ходе производства наземных геодезиче­ских работ, но при аэроизысканиях, где они уже выполняют роль опозна-ков. Для этой цели знаки окапывают канавами и обозначают каменными или щебеночными отсыпками.

Созданную на площадке проектируемого аэропорта опорную геоде­зическую сеть привязывают к пунктам государственной геодезической сети с последующим вычислением координат центров знаков в государ­ственной системе координат и вычислением абсолютных их высот. При отсутствии вблизи проектируемого аэропорта Пунктов государственной геодезической сети планово-высотное обоснование площадок аэропор­тов создают наземно-космическими методами с применением систем спутниковой навигации «ОР8».

Для обеспечения необходимой точности топографических съемок и разбивочных работ средние квадратические ошибки положения пунк­тов опорной геодезической сети не должны превышать ± 10 см, а ошибки в высотах знаков — ±25 мм.

Топографическую съемку площадки аэропорта производят с целью получения топографического плана и ЦММ, необходимых для последую­щей разработки генерального плана аэропорта и проектирования всех его сооружений. ЦММ при этом необходима в случае системного автомати­зированного проектирования аэропорта, т. е. на уровне САПР-А.

В ходе топографических съемок, выполняемых в зависимости от ста­дии проектирования в масштабах 1:5000, 1:2000 и 1:1000, снимают под­робности рельефа; границы сельскохозяйственных и лесных угодий; на­селенные пункты; реки и водоемы; автомобильные и железные дороги; отдельные сооружения и объекты; наземные и подземные коммуникации и т. д. В ходе производства топографических съемок обязательно опреде­ляют высоты предметов и объектов, возвышающихся над землей (опоры ЛЭП, столбы воздушных линий связи, отдельные здания, трубы промыш­ленных предприятий, отдельные деревья и другие воздушные препятст­вия). На топографических планах при этом кроме обычной информации показывают и высоты этих воздушных препятствий.

При изысканиях аэропортов применяют семь возможных методов то­пографических съемок: мензульную, нивелирование по квадратам, тахео­метрическую, фототеодолитную, аэро- и комбинированную съемку; на-земно-космическую. Выбор того или иного вида топографических съе­мок зависит от ряда факторов и прежде всего от стадии проектирования, объемов изыскательских работ, характера местности, сроков проектиро-


вания и оснащенности проектно-изыскательской организации соответст­вующим парком геодезического оборудования.

Мензульная съемка все еще находит применение при изысканиях аэ­ропортов. Однако в связи со свойственными ей недостатками (большие затраты труда при производстве полевых работ, ручная подготовка топо­графических планов, влияние погодных условий и, главное, существен­ные трудности в автоматизации процесса сбора, регистрации и обработки данных и в подготовке ЦММ) объемы работ, выполняемых на изыскани­ях с применением мензульных съемок, год от года сокращаются.

Съемка нивелированием по квадратам — традиционный вид топогра­фической съемки, широко используемый при изысканиях аэропортов, особенно на стадиях детального проектирования. Это весьма точный вид съемки, однако, в то же время и наиболее сложный, дорогостоящий и тру­доемкий. Тем не менее информация, получаемая этим методом, представ­ляется в виде, удобном для последующего решения проектных задач (в частности, для вертикальной планировки площадок аэропортов) как тра­диционно по топографическим планам, так и автоматизирование с ис­пользованием регулярных ЦММ в узлах правильных прямоугольных се­ток. Особенно перспективным метод съемки нивелированием по квадра­там становится при использовании регистрирующих (электронных) ниве­лиров, позволяющих автоматизировать процесс сбора, регистрации и обработки данных и существенно повысить производительность полевых и камеральных работ при одновременном повышении качества (безоши­бочность информации) конечных результатов.

Техника съемки (см. гл. 17, § 17.2) нивелированием по квадратам при­менительно к изысканиям аэропортов сводится к следующему.

Внутри опорной геодезической сети (сетки квадратов 400 х 400 м и 200 х 200 м) разбивают пикетажную сетку 40 х 40 м для съемки в масшта­бе 1:2000 и 20 х 20 м — для съемки в масштабе 1:1000 и закрепляют ее точками и сторожками с соответствующими обозначениями. Кроме вер­шин пикетажной сетки на ее сторонах отмечают сторожками и плюсы, со­ответствующие характерным точкам ситуации и рельефа местности. По­сле этого осуществляют геометрическое (а иногда тригонометрическое) нивелирование поверхности. Обычно с одной стоянки прибора снимают все точки, размещаемые в 200-метровом квадрате. По результатам произ­веденных измерений составляют ЦММ и топографический план местно­сти (рис. 29.4).

Тахеометрическая съемка находит все более широкое применение при изысканиях площадок аэропортов. Это обстоятельство связано преж­де всего с тем, что она позволяет существенно сократить объемы полевых изыскательских работ и перенести значительную их часть в камеральные условия с обеспечением автоматизации подготовки топографических


82000 №00

Рис. 29.4. Фрагмент топографического плана, подготовленного по материалам съемки методом нивелирования по квадратам

планов и ЦММ с использованием компьютеров и графопостроителей. Еще более перспективным этот вид съемки становится при использова­нии электронных тахеометров с автоматической регистрацией результа­тов измерений на магнитных носителях информации. Наиболее часто та­хеометрию используют для съемок площадок под жилые и служебные зоны аэродромов.

Фототеодолитную съемку, учитывая равнинный характер местно­сти, где размещают площадки аэродромов., применяют главным образом при съемках воздушных подходов.

Аэросъемка и особенно комбинированная аэросъемка в сочетании с электронной тахеометрией и системами спутниковой навигации «ОР8» в скором времени должны заменить другие, используемые в настоящее время виды съемок площадок аэропортов. Это связано с неизбежным пе­реходом на качественно новые технологии и методы системного автома­тизированного производства проектно-изыскательских работ, требую­щих максимального увеличения производительности изыскательских ра­бот при широком привлечении средств автоматизации и вычислительной техники.

Отличительной особенностью аэросъемок при изысканиях аэропор­тов является то, что пункты съемочного обоснования перед залетами мар­кируют под опознаки, а аэросъемочные маршруты, как правило, прокла­дывают параллельно направлению летной полосы.


Наземно-космические съемки с использованием систем спутниковой навигации «ОР8» при изысканиях аэропортов все шире применяют как для планово-высотного обоснования всех видов топографических съе­мок, так и для непосредственного их выполнения в базовом варианте их производства с применением базовых станций «ООР8». Это один из наи­более современных и перспективных видов топографических съемок площадок аэропортов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: