Характеристика игр со сторительным материалом

В истории педагогики игры со строительным материа­лом описаны достаточно давно и представлены во многих системах воспитания детей дошкольного возраста (систе­ма Ф. Фребеля, «Вальдорфская педагогика», система Л.К. Шлегер и др.). Этот вид игры обстоятельно изучен в отечественной дошкольной педагогике (В.Г.Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л. А. Па­рамонова). Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближаются к со­зидательной продуктивной человеческой деятельности. Игры со строительным материалом (как и театрализованные, ди­дактические, подвижные игры) можно отнести к разряду ру­бежных (по определению А. Н. Леонтьева), посредством ко­торых у ребенка формируются умения, качества и свойства личности, подготавливающие его переход к новому виду деятельности. Эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конст­рукторской деятельности, что убедительно доказано в ис­следованиях Н. Н. Поддьякова, Л. А. Парамоновой и др..

Содержанием игр со строительным материалом являет­ся созидание, воспроизведение окружающей действитель­ности с помощью различных материалов. Различаются сле­дующие виды строительного материала:

-специально созданный (напольный, настольный стро­ительный материал, наборы типа «Юный архитектор», «Старинный замок», конструкторы);

-природный (песок, снег, глина, камни);

-подсобный (доски, ящики, коробки и др.).

Игры со строительными материалами связаны с други­ми видами игр (сюжетно-ролевыми, театрализованными, подвижными, дидактическими). Необходимость сделать постройку, например сцену для представления, ракету для полета в космос, комнату для куклы Наташи, возникает в процессе реализации замысла игры, создания игрового об­раза. В таких случаях постройка может иметь условный характер (стульчик за стульчиком - поезд) или подчинять­ся своему практическому назначению (зависимость конст­рукции сцены от жанра искусства, от величины «артистов»).

Часто ребенка увлекает сам процесс созидания, конст­руирования (строительство из песка горной автострады с тоннелями, мостами; сооружение снежной крепости, пост­ройка из строительного материала железной дороги и кон­струирование сигнализации для движения по одноколейному пути и др.). В сооружении постройки, изготовлении игрушки и заключается игра: дети сговариваются, что бу­дут строить, какими способами, распределяют роли (началь­ник строительства, инженер, шофер и др.).

Наличие игрового замысла, его свободное развитие, вари­ативность решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности - все это определяет творческий харак­тер игр со строительным материалом. Следует добавить и присущую этим играм работу воображения. В самих играх заложены стимулы, побуждающие ребенка воображать, фан­тазировать. Освоение конструктивных особенностей матери­ала наталкивает детей на создание новых предметов, измене­ние их свойств: положил кирпичик на широкую грань - мож­но строить дорожку, скамейку, тележку, поставил этот же кирпичик на узкую короткую грань - можно строить высо­кий забор, ворота, семафор. Возможность выполнить пост­ройку на одну и ту же тему разными способами также активи­зирует воображение. Заимствование образцов из окружающей жизни (сооружение Большого театра, детской игровой пло­щадки) требует умений выделять главное, отвлекаться от час­тностей, принимать условность собственного созидания, пе­реносить функции одного предмета на другой (использовать в качестве колонны цилиндр, заменять треугольной призмой крышу), что способствует развитию воображения.

Особенностью игр со строительными материалами явля­ется то, что для усвоения конструктивных умений необхо­димо специальное обучение. Выше уже говорилось, что иг­ровая деятельность не возникает сама по себе, без соответ­ствующего обучения детей. Тем более это относится к играм со строительным материалом: без последовательного фор­мирования конструктивных умений игры остаются на уров­не манипуляций, что, к сожалению, можно видеть во мно­гих детских садах. Между тем в дошкольной педагогике раз­работана методика формирования у детей конструктивных умений (Е. А. Флерина, З.В. Лиштван, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамонова).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: